Главная » Статьи » Религия |
Дерево смерти приносит счастье
День Мёртвых — праздник, история которого уходит ещё в доколумбовы времена. Один день в год мексиканские индейцы посвящали своим умершим предкам. Все родственники и просто близкие люди, ушедшие в "страну без возврата", чествовались пиром и праздничными обрядами. Собственно, такое поминовение усопших характерно для любой языческой культуры, с её восприятием смерти как перехода человека в иной мир, где он продолжает каким-то образом существовать, и может даже помогать (или вредить, в зависимости от настроения) своим живым потомкам. Для того, чтобы покойные родственники не прогневались и не ощутили себя забытыми, мексиканцы и отмечали День Мёртвых. Мало ли, о чём понадобится обратиться с просьбой к духам умерших — засуха нагрянет или пошатнется материальное благополучие. А у задобренного родственника всегда легче допроситься благ, чем у злого и обиженного. Кроме того, существовал ещё один повод: рано или поздно любому живому предстояло отправиться по протоптанной миллионами предков дорожке в иной мир и оказаться в положении забытого и заброшенного. Поэтому, поддерживая традицию празднования Дня Мёртвых, каждый индеец был уверен, что и его в своё время помянут должным образом, что, по идее, должно было существенно скрасить его загробное бытие. У ацтеков, предков современных коренных мексиканцев, праздник усопших выглядел ещё более необычно: он являлся одновременно праздником тех, кто ушел — мёртвых, и тех, кто недавно явился в этот мир — детей. Главным символом празднования был Господин Мёртвый — Миктлантекутли. До завоевания Америки ацтеки праздновали свой День Мёртвых на границе июля и августа. Но после того, как христианство, принесенное белыми завоевателями, стало официальной религией, время поминовения покойных сместилось на дату католического празднования Дня Всех Святых — конец октября или начало ноября. Христианские священники надеялись, что индейцы вскоре избавятся от своих языческих традиций. Однако языческий праздник сросся с христианским, сохранив свои первоначальные черты. Явление довольно распространённое: стоит только вспомнить наш русский обычай в Пасху ходить на кладбище со всякой снедью. И вот на Сокало, главной площади мексиканской столицы, выросло "Дерево смерти" — огромная инсталляция высотой более 20 метров из древесины, папье-маше и других материалов. Дерево представляет собой статуи двух женщин — Разрушительницы наслаждений и Разлучительницы собраний, которые стоят спина к спине. Одна выкрашена в голубой цвет, другая — в коричневый. Их юбки напоминают древесную кору, а руки — иссохшие ветви. На статуях висят разноцветные украшения. Надо признать, что эти фигуры совсем не похожи на христианские символы; зато власти города рассчитывают, что именно они привлекут в город несколько миллионов туристов. Простые мексиканцы не видят в этих статуях ничего плохого. Тематика смерти в День Мёртвых сквозит везде — в праздничных сладостях в форме черепов и куличей в виде мертвецов, в поминальных алтарях, которые устраивают в каждом доме. На алтарь кладут то, что должно понравиться усопшим: еда, цветы, ароматические свечи, а также любые предметы, связанные с приятными моментами жизни почившего, будь то фотографии, дипломы, одежда или украшения. Мексиканцы не разделяют мнения многих европейцев о том, что духи мёртвых — это плохо. Наоборот, они всеми силами стремятся завлечь покойного родственника в дом, к общему праздничному столу, чтобы дух его хотя бы на один день вспомнил человеческое тепло и любовь близких. Неизвестно, как с этим обстоят дела у покойных, но очевидно одно: живым всегда не хватает человека, которого они любили. И если хоть раз в год удаётся создать иллюзию его присутствия за общим столом, то теплее от этого в первую очередь становится именно им. И даже череп, этот символ скорби и ужасов могилы, в День Мёртвых оказывается символом удачи. Маленький пластиковый череп запекают в праздничный хлеб — и человека, которому он попадется во время трапезы, по поверьям ожидает счастье. | |
Просмотров: 754 | |
Всего комментариев: 0 | |