Главная » Статьи » Египет, Пирамиды, Мумии |
Тайны египетские
Кульминация народных гуляний— древний (по уверению старцев) и весьма любопытный ритуал. На главной площади заблаговременно возводится эшафот, где на веревке подвешивают за шею тушку убиенного гуся. Палач в ярко-красных одеждах, скрыв лицо за золотой маской в виде солнечного диска, под бурное ликование зрителей взбирается на помост и одним взмахом клинка (в полном соответствии с названием праздника: Gans — гусь, abhauen — отсекать, разрубать) отделяет голову птицы от туловища. Считается, что подобная символическая казнь — пережиток бытовавшего в этих краях солнечного культа... Однако — гусь и Солнце? И при чем тут Египет? Тем не менее существует хитроумная версия, увязывающая все воедино. Прежде всего, II ноября — очень странная дата, поскольку зимний солнцеворот происходит 25 декабря: Древний Рим отмечал в этот день праздник Solus invictus («Солнце непобедимое»), который христиане переняли в виде Рождества. Теперь вспомним, что бог-Солнце был весьма почитаем в Древнем Египте, фараон же отождествлялся с солнечным божеством, а символом фараона часто выступал... гусь. Гуси изображены на стенах царских гробниц; в папирусах и на стелах рядом с ростком пальмы — символом власти фараона — восседает гусь; иероглиф «гусь» с детерминантом «человек» обозначает прямого потомка мужского пола и т.п. Но для берегов Нила II ноября действительно не случайная дата: неблагоприятным временем года там является как раз лето, а перед самым началом зимы — разгар посевной. И вот один из японских журналов ошеломил читателей гипотезой о том, что какое-то египетское племя некогда мигрировало в Европу и осело на территории нынешней Швейцарии. Почему бы и нет? Ведь заселение Европы во времена неандертальцев и кроманьонцев шло из Африки! Хотите верьте, хотите не верьте — это только присказка... Пару лет назад немецкий журнал Hobby порадовал читающую публику очередной сенсацией: 59- летний археолог Зигфрид Ваксман объявил, что в его руках — «нить Ариадны», ведущая к величайшей из тайн Древнего Египта! Уже почти два столетия ученые, авантюристы и попросту воры ищут так называемую «Кладовую знаний», которую — согласно легендам — должен был где- то (возможно, и внутри собственной пирамиды) оставить великий и грозный фараон Хеопс. Сокровищница якобы битком набита рукописями на свитках и дощечках, а возможно, и драгоценными предметами искусства; записи же (которым должно сравняться 5 тыс. лет) суть бесценный источник разнообразнейшей информации, забытой или всегда сохранявшейся в глубокой тайне,— от хроники разливов Нила и прохождения планет до эзотерической мудрости жрецов. Кладовая описана в сообщениях египетского жреца греческому философу Солону, а затем многократно воспета в литературе (научной и популярной). Уже давно самая знаменитая из древних пирамид буквально зачаровала Ваксмана, постепенно вытеснив из его жизни прочие археологические увлечения. Конечно, по прошествии многих сотен лет грандиозное сооружение утратило первоначальные размеры, (не в последнюю очередь благодаря туристам, растаскивающим камни на сувениры!), однако остается «тщательно выверенным и строго пропорциональным». В качестве доказательства ученый приводит следующие данные: 1) пирамида ориентирована строго на север; 2) находится в центре тогдашней Ойкумены; 3) меридиан, проходящий через нее, делит моря и континенты Земли «на две равные части» и имеет к тому же самую большую «сухопутную» протяженность; 4) отношение между высотой пирамиды и ее периметром соответствует отношению между радиусом и длиной окружности; 5) расстояния от пирамиды до центра Земли и до Северного полюса равны... и так далее. Идея, осенившая Ваксмана, базируется на принципе золотого сечения (его называют также «золотой пропорцией» или «гармоничным делением»; математически это означает деление отрезка АС таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС, как весь АС к АВ). Золотое сечение используют в изобразительных искусствах, архитектуре (приближенно это отношение равно 5/3). Именно там, гармонически разделив объем пирамиды, надо искать сокровищницу знаний — утверждает энтузиаст. А заодно и самого Хеопса! Когда солдаты Наполеона проникли через Большую галерею в Королевскую камеру (так в западной традиции называют погребальные покои фараона), они обнаружили только пустой саркофаг. А ведь в древних свитках существуют упоминания о том, что тело Хеопса пребывало в этой камере 270 дней для специфической (не традиционной!) мумификации, подвергаясь — как выразились бы нынешние экстрасенсы — мощному энергетическому воздействию, порожденному так называемым «эффектом пирамиды», точно сориентированной на север. Где находится царственная мумия — до сих пор неизвестно; Ваксман же предполагает, что тело ненавидимого народом фараона переместили в потайную «Кладовую знаний», дабы избежать посмертного осквернения. Чтобы определить точное местоположение «золотого центра» пирамиды Хеопса, археологу пришлось воссоздать первоначальный план постройки. Опустив утомительные подробности, скажем, что ему удалось уточнить величину «королевского локтя», которым пользовались древнеегипетские архитекторы и строители (0,5242 м — вместо 0,524 м по вычислениям французского египтолога Лауэра), и обосновать принцип «вписанного квадрата» (в основание вписывается круг, в него вписывается квадрат, по которому определяют соответствующее сечение пирамиды; в квадрат вновь вписывается круг... и так «ступеньками» до вершины). Искомая камера должна находиться в восточной части на высоте 70—100м («теоретическая» исходная высота пирамиды — 280 «королевских локтей», или 146, 776 м). Берлинские геофизики, немного поэкспериментировав вокруг гигантской усыпальницы с электромагнитными полями, пришли к осторожному выводу: «Там что-то есть...» Ваксман сам дважды побывал на вершине (до того, как потерял ногу из-за болезни) и убедился, что она представляет собой нечто вроде каменной пробки, образованной перекрытиями 5 — 6-метровой толщины и наглухо закупоривающей центральную шахту (если последняя, конечно, доходит до самого верха). Таким образом, проникнуть к предполагаемой сокровищнице сверху, увы, невозможно! Однако на северной стороне пирамиды было сделано маленькое, но сенсационное открытие. Дело в том, что восхождение здесь запрещено ввиду угрозы осыпания; автор гипотезы сделал более 1000 цветных снимков недоступной стены, и на одном из них обнаружилось отверстие размером примерно 40 х 30 см (просвет вентиляционного хода с другой стороны пирамиды вдвое меньше). Археолог определил находку как «считавшийся пропавшим воздушный ход к камере мумификации, неправильно называемой Королевской». Не говорит ли размер отверстия (рассудил он), да еще и расположенного именно на уровне золотого сечения, что оно должно снабжать воздухом дополнительную ответвляющуюся систему? Вдохновленный косвенным свидетельством, археолог начал искать спонсоров для «бесконтактного» обследования древней постройки с помощью электромагнитных измерений, сейсмических исследований, радарной томографии и т.д.: тревожить осыпающееся чудо света египетские власти запретили. Как там получилось со спонсорами, сказать трудно, но в начале нынешнего года западная пресса сообщила (без особых подробностей), что у пирамиды действительно работают ученые. А в апреле почти вспыхнула сенсация: экспедиция, оказывается, запустила робота в обнаруженный тайный ход, и тот уперся в металлическую дверь! Впрочем, тут же последовало опровержение: не дверь, а каменная плита... Или все-таки дверь?.. И опять затишье. Если оно продлится до выхода из печати этого номера — что ж, значит, сенсация не состоялась. Где пирамиды — там, вестимо, и сфинксы. Великому сфинксу из Гизы по крайней мере 4500 лет: его приказал высечь из скалы фараон IV династии Хефрен (в качестве весьма оригинального памятника себе) около 2550 г. до н.э. Гигантскую скульптуру ждала многотрудная судьба! Примерно 1200 лет она была похоронена под мощным слоем песка, пока Тутмос IV (XVIII династия) не распорядился расчистить и отреставрировать ее, обратив в символ Египетского царства. Ветер, песок и солнце более 30 веков язвили величественное лицо и тело сфинкса, а сравнительно недавно наполеоновские солдаты, забавы ради палившие по нему из пушек, чуть ли не довершили дело. В результате подлинный облик монументального двойника Хефрена, увы, неведом никому. И вот египтолог М. Ленер (Институт ориенталистики при Чикагском университете, США) поставил целью определить, как же все-таки выглядел Великий сфинкс — хотя бы в 1400 г. до н.э., сразу после реставрации Тутмоса. Для этого он воспользовался методом математического моделирования. В память компьютера (25 Мбайт) была заложена информация о конфигурации передней и боковой сторон скульптуры, предоставленная Американским исследовательским центром в Египте, а также архивные данные многочисленных раскопок. Несколько изображений Великого сфинкса было найдено на близлежащих каменных стелах. Не забыли и описание дошедших до нас статуй Хефрена, и даже сведения о комочках синей краски, некогда покрывавшей все сооружение! Создавая компьютерный портрет монументального гиганта, ученый накладывал на его современное изображение снимки малых сфинксов и скульптурных портретов фараонов — по методу фотограмметрии, используемой обычно для построения карт рельефа местности с помощью аэрофотосъемок (изолинии «картированного» изваяния отстояли друг от друга не более чем на 25 см). Завершенная модель внесла существенные изменения в привычный нам облик скульптуры. Оказывается, пропорциями Великий сфинкс отличался от прочих малых: тело и лапы его значительно крупнее относительно собственной головы. Древние реставраторы, как выяснилось, не нарушили портретного сходства — что позволило восстановить утраченный нос скульптуры на основе других изображений Хефрена. Голову сфинкса венчал характерный головной убор фараона с извивающейся коброй на лбу (фрагменты туловища змеи сохранились). Длина и расположение «божественной» бородки восстановлены гипотетически (так как у большинства сфинксов она отсутствует). Человеческая же статуя между передними львиными лапами в высоту достигала 6,8 ми—по мнению Ленера — скорее всего олицетворяла отца Тутмоса IV, фараона Аменхотепа II. А в глубине за ее спиной была некогда вырубленная в каменном массиве молельня, укрывавшая статую бога Осириса. Эта научная сенсация (в прошлом году опубликованная в специальных журналах США и Англии) практически осталась чисто научной и не слишком известна широкой публике. Да и то сказать — ни захватывающих тайн, ни сокровищ... А вот египетские мумии гораздо больше (и давно!) волнуют человечество. Еще Геродот, посетивший Египет в середине V в. до н.э., живо интересовался секретами мумификации и оставил потомкам описание трех способов бальзамирования, включая самый совершенный, практиковавшийся для высокопоставленных покойников: «...Прежде всего с помощью железного крючкаизвлекают из головы через ноздри мозг... другая часть мозга (извлекается) посредством вливаемых туда медикаментов; острым эфиопским камнем делают в паху разрез и тотчас вынимают все внутреренности; вычистивши полость живота и выполоскавши пальмовым вином, снова вычищают ее перетертыми благовониями; наконец, живот наполняется чистой растертой смирной, касоей и прочими благовониями, только не ладаном, и зашивается. После этого труп кладут в самородную щелочную соль (на-трон,— Прим. авт.) на семьдесят дней... по прошествии их покойника обмывают, все тело оборачивают в тонкий холст, порезанный в тесьмы и снизу смазанный гумми, употребляемым... вместо клея. Тогда родственники получают труп обратно, приготовляют деревянную человекоподобную фигуру, кладут туда труп, закрывают ее и сохраняют в могильном склепе...» В XIX веке мумии начали вывозить из Египта в Европу и даже в Америку. Их вынимали из саркофагов и разбинтовывали — и с научными целями, и с более прозаическими (между слоями бинтов, которых могло быть более 20, вкладывались амулеты, жемчуг, драгоценные камни, печатки, украшения и мелкие изделия из золота). В былые времена частные коллекционеры даже устраивали званые вечера, гвоздем программы которых являлось публичное снятие бинтов с очередной мумии. В наши дни при одной мысли о подобном ученого может хватить удар! Хотя считается, что искусство мумификации достигло в Древнем Египте небывалых высот, все же тела не в последнюю очередь сохранялись благодаря сухому, жаркому климату Африки; сырость и прохлада средней полосы для них губительны. Да и не все мумии были найдены в хорошем со- стоянии; останки Тутанхамона, к примеру, обуглились и приклеились к золотому (внутреннему) антропоидному гробу: при погребении в саркофаг вылили несколько ведер горячих благовонных смол... Короче, большинство «разоблаченных» мумий не выдерживало подобного обращения (в некоторых музеях демонстрируются их отдельные части). К счастью, новейшая медицинская техника дает возможность провести подробное исследование, не потревожив тела. Несколько лет назад в Бостоне (США) с помощью компьютерного томографа специалисты обследовали мумию танцовщицы Та-Бес (хранившуюся в Бостонском музее изящных искусств в деревянном гробу), установив, что у 30-летней женщины была мозговая опухоль... А совсем недавно подобная же процедура была проведена в лондонской клинике Св. Фомы. Предметом исследования стала мумия жрицы Тшентмутенгебтиу (в ученом обиходе - Джени) из коллекции Британского музея: она скончалась 3 тыс. лет назад (во времена XXI династии), когда искусство бальзамирования достигло своего расцвета. Тело жрицы, заключенное в изящный декорированный гроб (из строительного алебастра, прослоенного полотняными лентами), без особого труда вдвинули в ска- нер компьютерного томографа. Результаты пятикратного сканирования были записаны на магнитную ленту и с помощью специальных компьютерных программ, разработанных в клинике, переведены в трехмерное изображение. Первым сенсационным открытием явилось прекрасное состояние зубов покойной. Дело в том (широкой публике это почти не известно), что зубы у древних египтян были весьма недолговечны и нередко в буквальном смысле слова стирались до десен: мука грубого помола для лепешек — их каждодневной пищи— включала изрядную долю наждачной пыли от жерновов... Кроме того, зубы мудрости у Джени только-только прорезались — что позволило определить ее возраст 19 — 23 годами (ранее сотрудники музея полагали, что ей от 25 до 40 лет). Мозг мумии действительно удален, а полость черепа забита тонким льняным полотном, искусно введенным через ноздри. Удалены и глазные яблоки, а вместо них вставлены искусственные глаза, предположительно из обсидиана. Разрез в нижней левой части живота — через который извлекли печень, желудок, легкие и кишечник — прикрыт металлической пластиной. По словам Стефена Хьюд-жеса, руководителя исследовательской группы, компьютерная визуализация доказала, что тело Джени пребывает «в изумительной сохранности»; большую часть существенных деталей вообще невозможно было бы установить без современной техники. На компьютерной картинке также видны четкие изображения множества амулетов, которыми снабдил. юную жрицу для загробной жизни; среди них — фигурки ястреба, покоящаяся на груди усопшей, и священный скарабей у ее ног. Интересно, что обследование Джени подтвердило солидную репутацию Геродота: в своих записках он действительно был скрупулезен! Британский музей и научные сотрудники клиники Св. Фомы планируют целую серию подобных исследований (музей славится коллекцией египетских мумий), желая выяснить, как менялась техника бальзамирования с течением времени. Так что главные сенсации, надо полагать, еще впереди. Компьютерная техника помогла также зримо представить облик известного всему миру Тутанхамона. Этот фараон, вообще говоря, представлял собой малозначительную фигуру, и до 1922 года (когда Говарду Картеру посчастливилось обнаружить почти не разграбленную царскую гробницу) его имя было известно лишь горстке египтологов. Скончавшись в возрасте 18 — 19 лет, Тутан-хамон успел разве что свернуть религиозную реформу своего знаменитого тестя Эхнатона... Однако живительные для застывшего парадного искусства Египта последствия правления Эхнатона еще долго ощущались в работах так называемой амарнской школы, которую фараон-реформатор поощрял за «стремление к истине». Своеобразный реализм тогдашних художников и ваятелей склонялся даже к натурализму: дошедшие до нас изображения Эхнатона и его семьи вряд ли можно упрекнуть в идеализации! Фараон, его главная супруга Нефертити и шесть дочерей изображены со всеми их физическими недостатками — удлиненным, оттянутым назад черепом, большим выступающим подбородком, обвислым животом, несоразмерно тонкими руками и ногами. Мумия Тутанхамона (происхождение которого до сих пор точно не выяснено) еще при первом обследовании обнаружила особенности, присущие родителям его супруги (третьей дочери Эхнатона и Нефертити), а золотая посмертная маска фараона имеет явное портретное сходство с изображениями царицы Тии (матери Эхнатона). Выдвигались различные предположения, по которым Тутанхамона и его старшего брата Сменкхару (мужа старшей дочери Эхнатона) числили сводными братьями, племянниками или даже отдаленными дядюшками тестя; однако эти версии так и остались недоказанными. Ведь портрет все же только портрет; аутентичный внешний облик можно получить, лишь восстановив лицо по черепу. Да, но при этом нужен череп! По крайней мере, для известной и широко применявшейся у нас и за рубежом методики Герасимова необходим точный слепок с черепа, а портить мумии, понятно, уже никто не позволит. Но вот настала эра компьютерной визуализации... Несколько лет назад американка Бетти Гэтлифф, заинтересовавшись проблемой, по собственному почину взялась восстановить облик Тутанхамона. В ее распоряжении была довольно скудная информация — рентгеновские снимки черепа да опубликованные в научной печати сведения о размерах и пропорциях лица, а из техники — один компьютер. Талантливая исследовательница работала в одиночку, можно сказать, полулюбительски, но в итоге получила весьма удовлетворительную реконструкцию (хоть данных было все же маловато!). Возрожденное лицо фараона очень похоже на его погребальную маску и одновременно смахивает — как это ни странно — на физиономию типичного современного египтянина... Если скульптурный портрет царицы Тии столь же достоверен, гипотеза о их кровной связи получит убедительное подтверждение. Как только стало известно об успехе Гэтлифф. ее методом заинтересовался далекий от египтологии английский криминалист Ричард Нив из Манчестера, врач по образованию. Он воспользовался наработками Гэттлиф, чтобы идентифицировать жертву преступления по черепу, случайно найденному в саду. Портрет-реконструкцию опубликовали в газетах, после чего сразу несколько человек опознали убитого, и в итоге преступление было раскрыто. Однако самое интересное последовало потом. Убедившись в достоверности методики. Нив — чего совершенно не ожидали его коллеги — занялся мумиями из Манчестерского музея (видно, вкусивший тайн египетских и впрямь обречен посвятить им жизнь!). Он восстановил лица трех древних египтян (двух мужчин и девушки) и перевел компьютерные данные в скульптурные портреты. Последние оказались идентичными лицам деревянных фигурок, найденных в захоронениях. Так было доказано, что во многом условное изобразительное искусство Древнего Египта достигало удивительного реализма в портрете. Что, впрочем, имело свои причины: по верованиям древних египтян, умершему, чтобы сподобиться райского блаженства, необходимо прежде всего сохранить тело — вместилище Ка (жизненной силы) и Ба (души), куда они могли бы возвратиться. Если же тело по каким-то причинам погибало, то его дублировали каменные или деревянные изваяния: портретное сходство должно было помочь Ка и Ба опознать «свою» статую! Получив в свое распоряжение технические средства, о которых лет 20 назад трудно было и помыслить, зарубежные специалисты без сомнения еще не раз порадуют ученый мир сенсационными открытиями касательно древних цивилизаций. А что наши исследователи — опять в арьергарде? Как сказать..Вот, к примеру, некий оборотистый экстрасенс провел в Москве (за кругленькую сумму) цикл сеансов ЖЕНСКОЙ МАГИИ, основанной, по его уверениям, на ТАЙНЫХ ЗНАНИЯХ ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ, ПРИМЕНЯВШИХСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СУПЕРЖЕНЩИН! Источник столь ценной информации, по-видимому, навсегда останется загадкой... | |
Просмотров: 1254 | |
Всего комментариев: 0 | |