Главная » Статьи » Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии

Ведущий научный журнал опубликовал работу младших школьников
Статья о способности шмелей распознавать цвета и их пространственном восприятии, написанная британскими школьниками, попала в авторитетный рецензируемый научный журнал.

При публикации редакторы сохранили в неприкосновенности рукописные таблицы с данными и диаграммы, нарисованные цветными карандашами. Резюме гласит: «Мы обнаружили, что шмели сопоставляют цвет и пространственное расположение объекта для определения цветка, в котором можно найти пищу. Мы также поняли, что заниматься наукой клёво и весело, потому что она позволяет делать вещи, которые никто до нас ещё не делал».

«Мы» — это 28 мальчиков и девочек в возрасте от восьми до десяти лет из начальной школы деревни Блэкоутон (английское графство Девон), а также их преподаватель Дэйв Страдвик и сотрудник Института офтальмологии Университетского колледжа Лондона Бо Лотто. Сын последнего, Мика, тоже принимал участие в исследовании, и, по всей видимости, именно он упросил отца раздобыть необходимое оборудование и помочь с анализом результатов.

«Мне очень хотелось, чтобы работа добралась до публикации, потому что это оригинальное исследование, а вовсе не из-за того, что оно проведено детьми, — рассказывает учёный. — Было интересно взглянуть с новой стороны на науку, точнее — на вопрос о том, кто может заниматься наукой и двигать её вперёд».

Эксперимент проходил следующим образом. Брался световой короб с разноцветными огоньками, имитировавшими цветы. В центре каждого источника света помещались пища, солёная вода или же не помещалось ничего. Шмелей учили запоминать, где что находится.

Затем задачу усложняли. Например, съестное оказывалось в центре синего огонька, тогда как его жёлтые «лепестки» наполнялись солёной водой. Затем цвет «чашечки» меняли на зелёный, а окружающие огни оставались прежними. Потом менялись и они. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, на что ориентируются шмели — на цвет или расположение цветка в пространстве.

Оказалось, что разные шмели ведут себя по-разному. К тому же некоторые из них, удостоверившись, что в «цветке» определённого цвета есть чем поживиться, искали пищу в огоньках той же расцветки.

По окончании эксперимента Бо Лотто взял четырёх самых смышлёных ребят в паб, где разъяснил им структуру научной работы. Вместе с ними он и написал статью, на добрую половину состоящую из детских словечек и фразеологизмов.

За прошедшие с тех пор полтора года работу последовательно отвергли журналы Nature, Science, PLoS ONE и другие. В конце концов статья была рассмотрена четырьмя рецензентами и вместе с их отзывами попала в Biology Letters. Главный редактор престижного издания Брайан Чарлзуорт признаётся, что заставить учёных уделить внимание детскому исследованию было чрезвычайно трудно, но о затраченных усилиях не жалеет.

Комментаторы отмечают, что работа имеет не самую большую научную ценность, но претензий к ее организации, проведению и анализу результатов нет. Конечно же, если бы не участие академического учёного в лице Бо Лотто, никаких шансов на публикацию труд не имел бы.
Категория: Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии | Добавил: exxxxxcel (23.12.2010)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]