Главная » Статьи » Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии |
"Мать учения" вовсе не повторение
Еще одно доказательство того, что во всем — особенно в интенсивном обучении — хороша мера, нашли ученые-нейробиологи. Человек запоминает информацию и усваивает новые навыки лучше, если перед началом обучения его мозг не был загружен, говорят они. Один из участков мозга, принимающий активное участие в процессе обучения — парагиппокампальная кора (или извилина), которая расположена вокруг гиппокампа. Эта извилина, как и сам гиппокамп, является частью лимбической системы; она проводит информацию между лежащим в височной доле гиппокампом и остальными частями мозга. Ранее с помощью метода функциональной магнитно-резонансной терапии ученые выяснили, что парагиппокампальная кора активизируется во время обучения, а также отвечает за ориентацию на местности, распознавание социально обусловленных жестов других людей (таких, которые в разных культурах имеют разное значение) и сарказма (то есть признаков того, что истинное значение речи расходится с прямым смыслом слов). В этот раз помощи серии экспериментов ученые из Массачусетского технологического института (США) установили, что лучше всего с запоминанием нового справляются те, у кого перед началом обучения парагиппокампальная область мозга не была загружена. То есть миф о пользе долгой и непрерывной учебы и страх "оторваться от неоконченной работы — и все забыть" ничем не оправдан. Наоборот, при напряженной умственной деятельности полезно делать перерывы, переключаясь на менее интеллектуальные занятия. Психологи и специалисты в области памяти всегда советовали заполнять эти "переменки" максимально неинтеллектуальной деятельностью: в идеале — прогулкой или физическими упражнениями. Эксперимент массачусетских нейробиологов — не единственное научное опровержение стереотипов о "правильной" учебе и работе в духе "не вставать из-за стола, пока все не сделаешь". Психологи давно открыли, что лучше запоминается та информация, которую вы… слегка недоучили, и вернулись к ней после перерыва. При этом в мозге как бы остается включенный "сигнал тревоги", говорящий: действие не завершено. Это заставляет подсознание раз за разом "прокручивать" только что выученную информацию, удерживая ее в оперативной памяти, чтобы при необходимости можно было вернуться и оперативно закончить действие (в данном случае — запоминание). Если же вы изучили предмет от начала до конца, мозг воспринимает это как сигнал "действие окончено". Запоминание при таком подходе в несколько раз хуже — у вашей памяти нет стимула поддерживать новые знания в активном состоянии, нервная система как бы успокаивается. Психологи советуют пользоваться "эффектом незаконченного действия" для запоминания больших объемов информации. Идеальный вариант — изучить большую часть информации за один день, а запоминание последних 15-20 процентов перенести на следующее утро. Но, разумеется, возвращаться к недоученному экзаменационному билету или языку программирования через месяц бесполезно: вряд ли вы сможете мгновенно вспомнить все, что учили тридцать дней назад. Спустя какой-то промежуток времени ваша память будет считать "надолго прерванное действие" завершенным. Этот срок индивидуален, он зависит от особенностей нервной системы и важности изучаемого предмета, но в среднем составляет от нескольких минут (часов) до нескольких дней. Еще один действенный секрет запоминания новой информации — пересказать кому-нибудь то, что вы недавно узнали. Устная речь, попытка резюмировать полученные сведения и передать их другому человеку активизируют совершенно иные нейронные механизмы мозга, чем чтение и запоминание прочитанного. Таким образом, вы "прогоняете" новую информацию через разные зоны мозга и мобилизуете различные механизмы памяти. А вот возвращаться к только что прочитанному, несколько раз пробегая глазами по строчке, не стоит. Вопреки всему, что твердили наши родители и учителя ("Хорошо запомнил? Перечитай еще раз!", "Повторение — мать учения") это лишь ухудшает запоминание. Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования и выключаем оперативную память. Опираясь на описанное выше исследование американских ученых, можно еще раз напомнить: не стоит делать подряд несколько видов однотипной работы (от проверки документов переходить к составлению отчета) или пытаться запомнить несколько блоков сходной информации один за другим (выучив новый способ решения математических задач, сразу переключаться на запоминание исторических дат). Но кое в чем принцип сходства может оказаться полезным. Информация об одной области знаний хранится в мозге, образно выражаясь, на одной полке. Поэтому перед началом обучения мысленно переберите в памяти те сведения, которые уже имеются у вас в этой области — это существенно облегчит понимание и запоминание новых данных. Резюмируя, можно заметить: почти все, за что нас так ругали в школьные годы, оказалось полезным. Наверное, уставший мозг сам подсказывал, что для него лучше. Перерывы в зубрежке, отдых от работы и желание размяться, не закончив дело, идут только на пользу. А главное — все это помогает не переутомиться и сохранить мотивацию, чтобы в конце концов вернуться и сделать все до конца. | |
Просмотров: 630 | |
Всего комментариев: 0 | |