Главная » Статьи » Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии |
Компьютерная музыка не вызывает сочувствия
Первым делом исследователи записали «живое» исполнение этюда Фредерика Шопена в ми-мажоре (Op. 10, No. 3), а затем синтезировали то же сочинение на компьютере. Обе версии имели идентичные музыкальные элементы — мелодию, гармонию, ритм, а также средний темп и громкость. И даже были записаны с помощью одного и того же инструмента. «Автоматический» вариант, однако, была лишён особенностей человеческого исполнения — той выразительности, которая достигается динамическим изменением темпа и громкости и вариациями. Пианисты нарочно прибегают к этим приёмам, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у слушателя. Эксперимент проходил в три этапа. Сначала добровольцы описывали свои эмоции во время прослушивания обеих версий с помощью специальной программы, затем ложились под сканер и просто слушали, после чего снова выполняли задание на выражение эмоций. Результаты сравнивались по двум параметрам: восприятие «живого» и «искусственного» исполнения; восприятие опытными (хористы и участники любительских ансамблей) и неопытными слушателями. В итоге подтвердилось предположение о том, что квалифицированный пианист и впрямь способен вызывать своей игрой неподдельные эмоции, то есть активацию мозговых центров, связанных с наградой. У искушённых слушателей активность этих нейронов была выше. К сожалению, исследование не позволяет констатировать: то ли они лучше чувствуют музыку из-за своего опыта, то ли стремятся приобрести музыкальный опыт из-за тяги к музыке. Любопытно, что при наблюдении в реальном времени была зафиксирована активация зеркальных нейронов, которые, по-видимому, играют важную роль в распознавании и имитации чужих действий. Именно эта система включается, когда человека вдруг охватывает желание повторять за другими. Учёные полагают, что в данном случае зеркальные нейроны отвечают за эмоциональный отклик, за сочувствие, которое вызывает музыка у слушателя. | |
Просмотров: 264 | |
Всего комментариев: 0 | |