Главная » Статьи » Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии

Исследование показало, что мы можем видеть будущее
Учёные сделали одно из самых необычных и экстраординарных открытий: события, которые пока не произошли, могут оказывать влияние на наше поведение в настоящем.

Парапсихологи на протяжении многих лет делают поразительные заявления о предчувствии — знании о непрогнозируемых событиях в будущем.

Но этот загадочный феномен вот-вот получит всеобщее признание: работа, доказывающая его существование, принята к публикации в ведущем журнале по социальной психологии.
Более того, скептически настроенные психологи, которые внимательно изучили препринт статьи, заявляют, что не смогли обнаружить в ней значительных промахов.

«Я лично считаю, что это просто нелепо и не может быть правдой», — сказал Йоахим Крюгер из Брауновского университета в городе Провиденс, штат Род-Айленд, который писал об этой работе на сайте Psychology Today. «В первую очередь, обращают внимание на методологию и замысел эксперимента. Но, честно говоря, я там ничего не обнаружил. Всё сделано должным образом».

Критическая масса

Работа, которая будет опубликована до конца этого года в журнале Journal of Personality and Social Psychology, является результатом восьмилетнего исследования Дэрила Бема из Корнелльского университета в городе Итака, штат Нью-Йорк. «Я сознательно ждал, пока образуется критическая масса данных, чтобы быть уверенным в том, что это точно не статистическая погрешность», — сказал он.


В своей статье, он описывает серию экспериментов с участием более чем 1000 студентов-добровольцев. В большинстве тестов, Бем брал хорошо изученные психологические феномены и просто обращал вспять последовательность их проведения, таким образом, что событие, которое интерпретировалось как причина, происходило самым последним.
В одном из экспериментов, студентам показали список слов, а затем попросили вспомнить слова из него. Потом, они печатали отобранные случайным образом слова из того же списка. Странным образом, студенты лучше вспоминали именно те слова, которые затем им приходилось печатать.

В другом исследовании, Бем адаптировал эффект «вдалбливания» — когда слово, появляющееся на короткий срок, воздействует на подсознание человека — так называемый 25-й кадр. К примеру, если при просмотре картинки котёнка, появляется слово «урод», то человеку понадобится больше времени на то, чтобы решить, что картинка симпатичная, по сравнению с тем, когда появляется слово «красиво». Проведя эксперимент в обратном порядке, Бем обнаружил, что эффект 25-го кадра действует в обоих направлениях.

Эта работа была подвергнута тщательной проверке. «Эта статья прошла через серию проверок наших самых надёжных рецензентов», — сказал Чарльз Джадд из Колорадского университета в Боулдере, который возглавляет редакционную коллегию журнала Journal of Personality and Social Psychology.

Хотя Бем описывает себя словом «индивидуалист», признаваясь в давнишнем интересе к паранормальным явлениям, он является уважаемым психологом, славящимся аккуратно проводимыми экспериментами. Он лучше всего известен своей теорией о самовосприятии, согласно которой, точно также как люди составляют мнение о себе в соответствии со своим поведением, они судят о других через призму своих собственных качеств характера.

Бем рассказал, что его статья была проверена четырьмя экспертами, которые сделали поправки, но всё-таки рекомендовали её к публикации. Несмотря на это, вместе со статьей журнал опубликует скептический комментарий редактора. «Мы надеемся, что это вызовет у людей желание воспроизвести эти эксперименты», — сказал Джадд.

Похоже, что это только начало в серии горячих дебатов. Бем рассказал, что с десяток исследователей уже связались с ним, запрашивая детали его работы.
Категория: Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии | Добавил: exxxxxcel (15.11.2010)
Просмотров: 350 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]