Главная » Статьи » Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии |
С возрастом это умение несколько стирается: теперь наш мозг больше занят тем, чтобы понимать смысл речи, думать о собственных проблемах, больше загружена память и восприятие — и потому взрослые люди зачастую хуже распознают лжецов. А вот дети отлично чувствуют, совпадает ли значение произнесенных слов с невербальными сигналами, которые транслирует человек. (Мама улыбается гостям и говорит им приятные вещи, но ее улыбка напряженная, а общий вид выражает усталость и раздражение — и ребенок точно понимает, что, как только за гостями закроется дверь, мамино настроение испортится). Этот феномен, хотя и продолжает удивлять взрослых, логически понятен. Но психологи обнаружили еще более удивительный факт: дети способны оценивать, кто — настоящий эксперт, а кто — просто плагиатор. То есть они различают тех людей, которые дошли до правильного решения "своим умом", и тех, кто просто повторяет чужие выводы. Умение, за которое бы дорого заплатил каждый взрослый! Когда мы ищем нужные сведения в интернете, обращаемся за профессиональной консультацией или просто просим совета, нас прежде всего интересует, компетентен ли наш информатор в данном вопросе, или он просто удачно пускает пыль в глаза. Каким образом эти выводы делают дети? Психологи провели серию экспериментов, "замаскировав" их под кукольный театр. Детям показали двух кукол и игрушечного медведя-всезнайку, который умел подсказывать правильные ответы. В первой части эксперимента куклам задавали несложные вопросы. Обе они "не знали", как ответить, но одна из кукол пользовалась подсказками медведя, а вторая предпочитала искать ответы самостоятельно. Во второй части опыта медведя убрали, а самим детям задали заведомо сложный для их возраста вопрос. Когда те затруднялись ответить, их спрашивали: к какой кукле они бы обратились за подсказкой? Как оказалось, дети старше четырех лет в 75 процентах случаев предпочитали куклу, которая не пользовалась подсказками медведя в предыдущей части эксперимента. Если вдуматься — результат оказался потрясающим. Дети ориентировались не на скорейший результат (правильный ответ), а на качество процесса. Четырех- пятилетний ребенок был в состоянии оценить (пусть и не формулировал это такими словами), что первая кукла — не первоначальный источник информации, а лишь транслятор чьих-то готовых решений. Вторую куклу, которая использовала только собственные знания и способности, они однозначно оценивали как более надежную и сообразительную. "Дети оказались способны отличать тех, кто знает, от тех, кто дает правильную и полезную информацию, но чье знание вторично. Это позволяет им ориентироваться именно на тех людей, которые принесут наибольшую пользу в обучении", — резюмирует психолог Ширин Эйнав. Почему столь ценное умение часто пропадает с возрастом? Возможно, потому, что вся образовательная система ориентирована скорее не на процесс, а на результат. Система выставления оценок не предполагает интереса к тому, насколько глубоко мыслит ребенок, сколько усилий он приложил, чтобы разобраться в том или ином предмете. Она даже не оценивает широту знаний в конкретной области. | |
Просмотров: 587 | |
Всего комментариев: 0 | |