Главная » Статьи » Исследования, Медицина, Наука, Учёные, Техника и Технологии |
Они лезут в драки, "берут противников авторитетом", рискуют на дорогах, охотятся на опасных животных и совершают другие экстремальные поступки. Исследователи даже выявили регионы, где живут настоящие мужчины. Смертность от несчастных случаев там почти на 15-20 процентов выше, чем в остальных штатах. Чтобы объяснить разницу в отношении к агрессии в разных культурах, западные социологи ввели понятия "культура закона" и "культура чести". К представителям последней как раз относятся шотландцы и англичане, выходцы с американского запада, а также бедуины и многие другие. Ученые поясняют: культура закона развивалась там, где в относительно спокойном обществе люди были защищены правовыми нормами, и не видели смысла отстаивать свою честь с применением силы: это за них делала правоохранительная система. Взамен они соглашались на отказ от некоторых свобод, уплату налогов и тому подобное, что регулировалось рамками все того же закона. А вот "кодекс чести" формировался там, где по каким-то причинам закон не действовал. Или сама система защиты прав была достаточно слаба, или люди желали нарушать закон, но внутри своей среды хотели тем не менее ввести некоторые правила игры. Понятно, что контрабандист, везущий незаконный груз, не мог пожаловаться властям, что его ограбили. Но быть обиженным ему все-таки не хотелось. Так развивалась культура "свободных торговцев", где существовали свои правила торговли и сбыта, условная система сигналов, где почиталась сила данного слова. К примеру, члены знаменитой английской Хокхерстской банды, которая в 30-х годах XVIII века промышляла контрабандой чая, казнили подельников за одно лишь подозрение в краже. В Британии "культура чести" до сих пор распространена на территориях Англии и Шотландии, а также на пограничных землях, располагающихся между ними. "Культура чести" была распространена также у американских ковбоев, которые репутацию среди "своих" ставили выше любого официального закона. Эпоха ковбоев началась с 60-х годов XIX века, когда возникла необходимость собрать гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но еще не имевшими ни работы, ни имущества. Еще треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы. Неудивительно, что в таких экстремальных условиях и в столь разношерстной компании установились свои правила. Авторитет основывался на силе, ловкости и репутации. Когда, выполнив свою работу, эти пастухи возвращались домой при деньгах, их поведение бывало настолько буйным, что местные власти нанимали бандитов (!) для защиты горожан от разгулявшейся ковбойской братии. Своеобразный "кодекс чести" бытовал и среди плантаторов-рабовладельцев с Юга США. Аристократическое происхождение ставило их как бы выше общепринятой законодательной системы, что не отменяло необходимости регулировать отношения между собой. Традиции в этих обществах предписывали мужчинам агрессивное поведение. Чтобы сохранить чувство собственного достоинства (то есть, по сути, репутацию и статус), представители сильной половины человечества считали себя обязанными ответить на выпад в свой адрес. Это приводило к дракам или дуэлям, а порой и к кровной мести. | |
Просмотров: 510 | |
Всего комментариев: 0 | |