Главная » Статьи » Космос и Вселенная

Есть ли жизнь на других планетах?
О том, что на Марсе, возможно, существует жизнь, свидетельствуют научные данные, опубликованные недавно, и это породило дискуссии в самых разных кругах общества. Перспектива существования внеземной жизни особенно интересна теми косвенными выводами, которые она позволяет сделать в области религии. 

Но пока мы размышляем над этим феноменом и обсуждаем его многочисленные косвенные выводы,

возникают интересные вопросы. Например: нет ли каких-либо упоминаний о жизни на других планетах в древних мудрых книгах и священных текстах? И – что, возможно, еще более актуально: продиктован ли поиск внеземной жизни просто любопытством, или же он существенно важен для нас, землян?

Как ни удивительно, но именно этот вопрос однажды детально обсуждал Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон – высший религиозный авторитет и провидец наших времен.

Ребе прославился как своим глубоким знанием Торы и Талмуда, так и своими познаниями в светских науках, – ведь он закончил Берлинский университет и Сорбонну. Он проявлял огромный интерес к событиям своего времени, к достижениям в сфере науки и в своем неподражаемом стиле разъяснял как личностные, так и практические аспекты любого спорного вопроса.

Летом 1969 года после второй высадки американских астронавтов на Луну Ребе коснулся темы о возможности жизни на других планетах. Повторяя вновь свой фундаментальный тезис о том, что Тора, то есть Библия, – это духовный чертеж Вселенной, Ребе разъяснял: если покопаться, то именно в Библии можно найти намеки или даже прямые ссылки на современные научные открытия. Ведь наука, в сущности, раскрывает Бжественные тайны природы, которые в скрытом виде существовали с тех самых пор, как был создан мир.

Что касается внеземной жизни, то именно Библия совершенно четко говорит о ее возможности и даже – о ее реальности. Так, в главе 5 Шойфтим – Книги Судей пророчица Девора поет хвалу Г-споду за то, что Всемогущий помог Бараку одержать победу над его врагом Сисрой: «Звезды с путей своих сражались с Сисрою» и продолжает: «Прокляните Мэйроз, – сказал посланец Г-сподень, – прокляните, прокляните жителей его, ибо не пришли они на помощь Г-сподню, на помощь Г-сподню среди героев» (стихи 20, 23).

Кто такой Мэйроз? В Талмуде – авторитетном устном толковании библейских текстов, – высказывается мнение, что Мэйроз – это планета (трактат «Моэд котн», 16а). Значит, слова о «жителях Мэйроза» – это указание на существование жизни на другой планете.

Контекст, в котором имеется упоминание о Мэйрозе, вынуждает Талмуд определить его как планету (а не как соседний город), так как этому предшествует стих: «Звезды с путей своих сражались с Сисрою». Следовательно, под Мэйрозом подразумевается небесное тело, обитатели которого не пришли на помощь Бараку.

Ребе М.-М. Шнеерсон разъяснил и необходимость сделать личные выводы в случае, если удастся обнаружить внеземную жизнь. Послание Ребе о том, что все новейшие научные открытия следует использовать для конструктивного личного роста, может быть истолковано и применительно к поискам жизни на других планетах.

Считая, что любые научные открытия должны быть использованы для конструктивного развития личности, Ребе применил этот тезис и к поискам внеземной жизни на других планетах. Это будут – по мнению Ребе – какие-то иные формы жизни, но только не человек! Такой постулат был основан на содержащемся в Торе утверждении о том, что человеку дана способность выбора между добром и злом, однако эта способность дана исключительно землянам – Адаму и Хаве. Все другие создания следуют «программе», заложенной в их природу.

Законы природы (если их не коснулась рука человека) поддерживают равновесие в природе. Человек же – уникален, потому что ему дана свобода воли и дана Тора, то есть Б-жье слово и Б-жий закон! Опираясь на Тору, человек отличает добро от зла.

Далее Ребе М.-М. Шнеерсон объяснял, что человек – это «центр» мироздания, венец творения. Однако не обязательно человек таков в космическом смысле, но он является таковым по своим качествам! Ибо человек в силах подчинять себе природу и влиять на ее развитие либо конструктивно, либо деструктивно. Таким образом, если будет обнаружено существование жизни на других планетах, то это, по убеждению Ребе, лишь увеличит нашу ответственность: обязанность защищать, совершенствовать и возвышать всю Вселенную и все составляющие ее элементы – минеральное, растительное и животное царство. А тем самым – и преобразовывать их, направляя в каналы, по которым течет Б-жественная энергия, дабы жизнь стала и лучше, и добродетельнее.

Каждый человек, – утверждал Ребе, – это микрокосм Вселенной и мириада ее составляющих. Человек – это маленькая вселенная, а Вселенная – это большой организм. Мы и окружающий нас мир взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый из нас, совершенствуясь, способствует тому, что мир поднимается на более высокую ступень. И потому – чем больше размеры космоса и галактик, тем больше у нас возможностей понять самих себя.

В процессе свойственного людям вечного стремления познать неизвестное, сопряженного с новыми замечательными открытиями, нас поражает благоговейный страх перед Б-жественным разумом, который приводит в движение этот великий замысел, – пояснял Ребе. – И тем глубже мы осознаем доверенное нам могущество: освятить мир, в котором мы живем, путем интеграции внутреннего и внешнего космоса.

Само собой разумеется, человечество и впредь будет продолжать поиск другой жизни в галактиках. В человеческой природе органически заложено стремление знать: кроме жизни на земле, существует ли другая жизнь, и какова она?

Летом 1969 года Любавичский Ребе просил нас понять более глубокое значение этого непрестанного и нескончаемого поиска. Прослеживаясь еще в библейские времена, этот поиск должен в каждом из нас рождать большее сочувствие ко всему сущему и желание сохранить жизнь вокруг нас – и близкую, и далекую…
Категория: Космос и Вселенная | Добавил: exxxxxcel (02.11.2010)
Просмотров: 2242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]