Главная » Статьи » История |
Еще в середине XIX века историки писали, что право убежища было известно во многих странах древнего мира: в Египте, Ассирии, древней Персии, в Риме и Греции. По мнению Б.А. Тураева и И. Авдеева, «первым источником, в котором упоминается о существовании права убежища, является "рассказ о Синухете”», который был написан в период Среднего Царства (около 2000 – 1580 гг. до н.э.). Кандидат исторических наук и начальник НИИ ФСИН России Алексей Антипов изучил истоки права убежища в Древнем мире и пришел к выводу, что в тот период в основном существовали религиозные и территориальные убежища. По словам исследователя, в древности это право не было массовым явлением: в основном, на территории другого государства убежище давали влиятельные и могущественные люди, и принимали они представителей привилегированных классов. «Отношения между государствами в древние века носили случайный характер. В этой связи явления, схожие с правом убежища, нельзя рассматривать … как право. … Тем более данные отношения нельзя рассматривать как международный институт. Регулировались они в лучшем случае индивидуальными актами, а в основном вербальными договорами, которые предполагали покровительство», — отмечает Антипов. В разных государствах Древнего мира к праву убежища относились по разному, и в таких странах как Палестина, Рим и Греция, оно в некоторой степени было санкционировано и регламентировано государством. Например, в Палестине в X веке до н.э. можно было найти убежище в иерусалимском храме. «Чтобы воспользоваться им человеку, ищущему спасения от неминуемой расправы, достаточно было взойти на алтарь и взяться за рога жертвенника», — рассказывает Антипов. Так, например, поступил Адония, сын Давида, когда попытался оспорить трон у своего брата Соломона, но потерпел неудачу. По древнееврейскому праву убежище могли получить случайные убийцы. Но было ли их преступление намеренным или случайным, решали старейшины, и это право распространялось лишь на свободных людей. В древней Индии института религиозного убежища практически не существовало, зато там работал принцип территориального убежища. «Обнищание и политическая вражда приводили к вынужденному бегству людей. В Индии отказ принять человека, который нуждался в убежище, считался позором», — рассказывает Антипов. Но и здесь имело значение, свободный человек или раб пытался укрыться от преследований. «Раб не был субъектом права, он не считался человеком, его причисляли, например, в древней Индии к семи домашним животным», — добавляет исследователь. В Древней Греции существовало и территориальное, и религиозное убежище, и претендовать на него могли как свободные люди, так и рабы. Они могли укрыться в одном из полисов, в храме, у алтаря, в священной роще, у статуи богов и даже у очага любого дома. Среди территориальных убежищ Древней Греции особое место занимали Афины, где любой человек мог найти пристанище, и город Теос. «Но и это убежище, которое предоставлялось рабам, имело ограничение. Причина, по которой раб мог воспользоваться убежищем, была одна – жестокое обращение с ним со стороны рабовладельца. Однако непременным условием было то, что раб должен был это доказать. Обращение раба с просьбой обеспечения его защиты, то есть предоставления убежища, приводило к судебному разбирательству. Если в ходе процесса подтверждался факт жестокости со стороны рабовладельца, раб подлежал продаже другому рабовладельцу (и не более). Вырученные деньги от продажи передавались прежнему господину. Если факты жестокого отношения рабовладельца к своему рабу не находили подтверждения, его возвращали хозяину. Таким образом, подобного рода укрывательства сами по себе не освобождали раба ни от власти рабовладельца, ни от наказания», — объяснил Антипов. Теоретически места убежищ были неприкосновенны. Например, в священных местах человека охраняли боги, поэтому нарушение пределов этого убежища считалось серьезным преступлением. Но на деле существовали и другие способы захватить преступника или беглеца. Его можно было выманить наружу и убить. Или же перекрыть все входы и выходы в храм, и тогда спрятавшийся человек просто умирал с голоду. Древний Рим перенял традиции Древней Греции, и здесь убежище в основном продолжали давать храмы. В императорский период спрятаться можно было и у статуй Ромула или императоров, например, Юлия Цезаря, Августа. «Анализируя отношения, возникающие в связи с определением религиозных мест предоставления убежища (основа религиозной формы права убежища), а также его предоставлением на определенной территории (основа территориальной формы права убежища), можно сделать вывод, что предоставление убежища в Греции и Риме в определенной мере способствовало безнаказанности умышленных преступников», — подчеркнул исследователь. Во всех этих языческих государствах право убежища помогало ограничить право кровной мести. С распространением христианства эстафету приняли христианские церкви. В IV веке на Сардикийском соборе была установлена обязанность церкви принимать всех, кто искал спасения от преследований. «Одно из правил, выработанных на Соборе, гласило: "Прибегающий в церковь да помогают”. С этого момента предоставление убежища в религиозных местах признается всей христианской церковью и прочно входит в каноническую практику», — отметил Антипов. Епископы должны были вступаться за преступников, и постепенно право убежища стало составной частью христианского учения. Этим вопросом, в частности, занимался и Августин Блаженный (354−430). Но в Византии государство постепенно занялось вопросом регламентации права убежища, и сначала в этом праве было отказано государственным преступникам и государственным должникам, затем евреям и частным должником и, наконец, убийцам, разбойникам, прелюбодеям, растлителям и многим другим преступникам. «Принятые в дальнейшем законы и другие нормативные акты почти на нет свели постановления Сардикийского собора. Последние остатки церковного права убежища были уничтожены в Византии в эпоху династии Комнинов», — подвел итог исследователь. | |
Просмотров: 928 | |
Всего комментариев: 0 | |