Кто, как и зачем создал загадочные линии и фигуры на пустынном плато? Многочисленные теории пока не дали окончательных ответов на эти вопросы. Непонятна до сих пор и логика расположения линий и фигур. Но все указывает на то, что часть из них создала древняя цивилизация, которая освоила полеты в воздушном пространстве. Выдвигается версия, что линии – всего лишь побочный результат сканирования плато с летательных аппаратов в поисках древнего сооружения, оказавшегося под землей в ходе событий Всемирного Потопа.
Попробуем разобраться в более прозаических объяснениях загадочных рисунков. Официальная наука считает, что более 700 гигантских фигур и линий были нанесены индейской культурой доинкского периода, существовавшей на юге Перу. По утверждениям специалистов, «возраст» изображений колеблется между 500 годом до н. э. и 500 годом н. э. Некоторые силуэты достигают размеров в 100 и более метров и образованы светлыми линиями на фоне темной каменистой почвы. Первым серьезное изучение «автографов» Наска в 1939 году начал американский профессор Пол Косок. Вскоре к нему подключилась немецкая энтузиастка, астроном-математик Мария Райхе (кстати, эта женщина отдала 40 лет жизни раскрытию тайны перуанской пустыни).
Исследователи предположили, что древние индейцы создали на поверхности Наска величайшую астрономическую книгу в мире. К реализации столь глобального проекта их подтолкнули обстоятельства: жители негостеприимного плато были земледельцами, а значит, для них точное определение времени начала посева и сбора урожая имело первостепенное значение. Поэтому каждая линия их практически вечной книги указывала место восхода или захода звезды или яркой планеты, служившей временным пунктом начала проведения каких-либо сельскохозяйственных работ.
Мария Райхе даже попыталась пояснить, каким образом древние мастера наносили на поверхность гигантские многокилометровые рисунки. Она обнаружила на окрестных скалах тысячи небольших изображений-«эскизов» IV века до н. э. и вбитые в почву деревянные сваи VI века н. э. Последние, возможно, играли роль координатных точек при нанесении большого силуэта. А прямые линии могли помочь проводить полуметровые вогнутые зеркала «тупу», изготовленные из тщательно отполированного металла: золота, серебра, меди и сплавов. Таких изделий эллипсоидной или круглой формы, насаженных ребром на подставку в рост человека, в местных захоронениях много. Зеркала передавали солнечных «зайчиков» на расстояние в несколько километров! Кстати, остатки поселений Наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков, датируются тем же временем. Интересно, что одно из строений в междуречье Рио Гранде, Рио Пальпа и Рио Вискас, возведенное 1900 лет назад, грандиозностью соответствует древним рисункам: его длина составляла 400, а ширина – 100 метров, стены имели метровую толщину и возносились на высоту 12 метров…
К сожалению, данная гипотеза не смогла объяснить некоторые интересные особенности гигантских изображений. В частности, непонятно, зачем индейцам понадобились «портреты» зверей и птиц.
Математик Дж. Хокинск не был в восторге от предположения Пола Косока и решил «похоронить» гипотезу коллеги при помощи компьютерного анализа пространственного расположения прямых Наска. Сделал он это с большим удовольствием, указав на то, что все совпадения направлений линий с астрономическими объектами вполне могут быть случайными.
Но развенчание «земной» гипотезы не привело к прекращению шумихи вокруг огромных, видимых только с воздуха, контуров. Напротив, сразу же возникли еще две версии причин их возникновения. Американец Ричард Муни заявил, что местные жители умели подниматься в воздух и использовали для этого своеобразные дельтапланы.
В качестве доказательства своего предположения он привел обнаруженные в Колумбии золотые игрушки, напоминающие по своей форме самолеты. А Джим Вудман и Джулиан Нотт утверждали, что индейцы использовали для полетов воздушные шары. Чтобы доказать свою правоту, энтузиасты по образцам найденной в древних захоронениях материи сделали воздушный шар и, наполнив его горячим воздухом, поднялись на высоту 90 метров. Однако затем шар попросту рухнул вниз.
Еще одна оригинальная гипотеза связана с климатом Наска. Безжизненное пространство перуанского плато – практически идеальное место для устройства захоронений. Ведь сухие пласты каменистой почвы, годами не видящие влаги, обеспечивают телам нетленность. И действительно, в некоторых случаях в центре рисунков находили мумифицированные тела. Ученые и многочисленные археологи-любители решили, что удивительные силуэты наносились прямо над усыпальницами. Это должно было создать условия для образования вертикального энергопотока – космического канала связи. На площадках, занятых рисунками, в разные годы было обнаружено свыше 225 000 керамических сосудов, зарытых прямо у поверхности.
Энтузиасты уверяли, что полые предметы служили усилителями энергопотока и были связаны с тем сосудом, который укладывали в само захоронение в качестве «вместилища души». Здесь уместно вспомнить об обычае, существовавшем в древности на всех континентах, – устраивать для усыпальниц вертикальные энергопотоки в виде пирамид, зиккуратов, курганов, часовен и лабиринтов, используя при этом энергетически активные природные зоны излучения. Археологи обнаружили на плато также сеть неглубоких заводненных подземных ходов (оросительную систему) и сеть глубинных ходов, которые проходят под рисунками с «усыпальницами».
Сторонники данной гипотезы предположили, что размер рисунка напрямую соответствует рангу захороненной в его центре персоны, а выбор изображения связан с прозвищем, которое индейские вожди носят при жизни. Сами рисунки не предназначались для всеобщего обозрения.
Поскольку с земли они видны не были, это обеспечивало достаточную сохранность захоронений и защиту их от грабителей. Увидеть величественные силуэты непросто, даже поднявшись на соседнюю гору. Это можно сделать только в определенное время года и время суток. Глубинные «усыпальницы» и в самом деле имеют входы, грузовые и вентиляционные колодцы. Но тогда в подобной системе должен существовать и подземный храм! А вот его-то энтузиастам обнаружить и не удалось. Правда, они еще не добрались до внутренностей соседней горы, так что кто знает…
В последние десятилетия прошлого века американский исследователь Давид Джонсон использовал для «тестирования» странных рисунков биолокационную рамку. В итоге он высказал предположение, что прямые линии на плато «точно соответствуют расположению водоносных разломов на поверхности пустыни». Но с данной гипотезой не согласились геологи.
Ведь разломы, по которым идут подземные воды, обязательно совпадают с отрицательными формами рельефа (ложбинами, долинами временных водотоков, цепочками небольших впадин). А линии пустыни Наска проложены на много километров с откровенно наплевательским отношением к рельефу местности. К тому же геологические разломы образуют обычно несколько систем параллельных линий, а на перуанском плато прямые расположены пучкообразно.
Достаточно логическое объяснение «автографов» дал в начале 1990-х годов российский исследователь Василий Давыдов. Для начала он обратился к древнему названию Наска. До прихода испанцев племя кечау именовало плато Хумана – «местом, где возрождается жизнь». Поначалу ощущаешь некоторую иронию этого утверждения, ведь сегодня Наска – одно из самых засушливых мест на Земле; дождь выпадает здесь не чаще одного раза в два года!
Но оказалось, что когда-то на плато случались только очень непродолжительные периоды засухи: их вызывали сухие ветры, дующие с гор. Чаще всего влажность в районе Наска была достаточно высокой, поскольку ветры с океана «обеспечивали» плато дождями и ливнями и «возрождали» его к жизни. Значительное влияние на климат этого района оказывало течение Эль-Ниньо, мигрирующее по Атлантическому океану. Оно каждые два-три года приносило на плато обильные ливни и повышение температуры на 8-10 градусов. Так что не стоит удивляться обнаруженным при раскопках в прибрежном районе постройкам с двускатными крышами. Ведь плоские просто не смогли бы выдержать сильные ливневые дожди!
Загадочные линии Наска расходятся пучками от своеобразных площадок шириной 30-40 и длиной 300-400 метров. Рядом с площадками, прямо между линиями, изображены растения, птицы, рыбы и животные, которые являлись тотемами родственных племен.
Некоторые исследователи предполагают, что странные многокилометровые прямые являлись дорогами. А В. Давыдов считает, что по ним индейские племена в определенное время собирались на ритуальные площадки. Видимо, это происходило тогда, когда над Хуманом начинали дуть влажные ветры с океана. Кстати, эта гипотеза могла бы объяснить, почему около площадок на плато обнаружено множество морских раковин (перуанцы считают их символами воды).
Еще одна загадка Наска – особенности выполнения рисунков – тоже может быть объяснена их ритуальным предназначением. Дело в том, что силуэты «прорисованы» в плато при помощи непрерывных канавок. Начало этих линий всегда располагается вблизи их конца; сами канавки не пересекаются на всем протяжении гигантского рисунка.
Глубина «контура» составляет 60-70 см. Он пересекает каменистый верхний слой почвы и доходит до слоя глин. Российский исследователь считает, что индейцы знали о том, что камни обладают низкой электропроводимостью, а глина – очень высокой, и использовали эту особенность строения почвы в ритуальных целях. Ведь на высокогорных плато при прохождении низких грозовых облаков в породах, отличающихся высокой электропроводимостью, возникает удивительное явление – «огни Эльма». Значит, в тот момент, когда над Наска собирались грозовые тучи, в прорытых канавках, там, где на поверхность выходила глина, зажигались холодные огни… Они четко вычерчивали тотемы и «дороги» и создавали на каменистом плато фантастическую картину, знаменуя начало «возрождения жизни». Это объясняет, почему изображения наносились одной непересекающейся линией. В противном случае отдельные части рисунков «закоротит», и они светиться не будут…
Геологи неоднократно замечали, что «в некоторых точках поверхности Наски магнитная стрелка буквально сходит с ума, вращаясь, как заведенная, по всей шкале прибора». То есть в грунте и в самом деле постоянно происходит движение электрических зарядов. Но вырваться наружу, чтобы вновь зажечь в древних тотемах таинственные огни, они не могут.
Ведь главный виновник наступления сезона гроз и дождей, Эль-Ниньо, постоянно мигрирует, и теперь его дыхание просто не достигает загадочного плато…
В общем, гипотез относительно возникновения и предназначения удивительных рисунков Наски существует предостаточно. Но пока ни одна из них не признана окончательной и достоверной. А сами таинственные силуэты тем временем потихоньку разрушаются.
188-метровую рептилию перерезало пополам скоростное Панамериканское шоссе. Позднее оказались частично разрушенными некоторые линии многих других рисунков. Их уничтожают колеса автомобилей и ноги туристов. «Доживет» ли одна из самых больших загадок нашей планеты до того времени, когда люди смогут дать ей объяснение?
Или она уйдет вслед за собственными создателями, так и не раскрыв своей тайны? …Кстати, а почему на одном из кувшинов, обнаруженных рядом с «ритуальной площадкой» нарисован белогрудый пингвин?! Гипотезы есть?
|