Кто такой гладиатор?
Выражаясь современным языком, гладиатор это боец, обречённый на бой вне зависимости от своего желания. Гладиаторами становились невольники – рабы, военнопленные, в гладиаторы могли «продавать», «сдавать» и т. д. Бывали и случаи, когда гладиаторами становились свободные люди, которых на такой рискованный, а иногда и последний в жизни шаг, толкала нужна в деньгах.
Труд гладиатора безусловно не оплачивался, и не один уважающий себя древний римлянин не подтвердил бы нам, что гладиаторам быть престижно. Гладиаторы проходили обучение в школах, где получали физическую подготовку и пищу, кстати не всегда соответствующую затраченным на бой усилиями. Гладиаторы делились на различные виды в зависимости от типа вооружения и амуниции. В бойцовские школы попадали как мальчики, так и юноши, но до зрелого возраста многим из них дожить было не суждено.
Жизнь раненого бойца завила от многих факторов, но по большей части от расположения к нему зрительской массы. Об этом не принято говорить, но завсегдатыми гладиаторских сражений были дамы, многие из которых имели знатное происхождение и влияние. Как и выдающиеся актёры, гладиаторы, даже если не отличались красотой, пользовались их расположением. Многим импонировали слава и сила бойцов, таким образом «любимого» гладиатора могли увести с поля и подобрать ему замену.
Для римлян, отдельный интерес представляли кровавые зрелища и их программа с каждым годом расширялась. Всё чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю – венации. Таким образом, гладиатор для римского общества, не что иное как искусное развлечение, способное утолить жажду кровавых схваток и небывалых, по своей жестокости, зрелищ. Жизнь гладиатора
Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. Судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд. Эти по истине уникальные боевые экземпляры получали от императора свободу, в день поучения которой, школа, воспитавшая такого блестящего гладиатора готовила пышнейшую церемонию. На этом празднике освободившемуся гладиатору дарили рудис – деревянный меч. В исторической литературе нередко встречается термин «рудийцы», что обозначает – свободные воины, воины получившие свободу от гладиаторских сражений. История знает пример Публия Остория, гладиатора из города Помпеи, прежде чем получить свободу и стать рудийцем, он победил более чем в полсотни поединков и остался жив, правда по одной из версий был одноглазым, а по другой лишился правовой руки. Сейчас вам, конечно же, покажется, что при такой ужасной жизни единственной мечтой гладиатора может быть мечта о «свободе от поля», однако если быть до конца честными следует сказать, что такая мечта жил не во всех. В истории осталось имя знаменитого гладиатора из Сирии Фламмы, который после каждого своего освобождения заключал новые контракты с гладиаторской школой. Это гладиатор был уже четырежды свободен, но предпочитал свободе бой, так он и встретился со своей смертью – будучи свободным, но дерущийся на одном поле с обречённым на смерть и рабами. Прямо противоположен этому пути, путь который избрал гладиатор Веяна, он за накопленные средства купил себе поместье и дожил там до глубокой старости, став почётным отцом большой фамилии. Он умер счастливым и свободным от старости тела и духа, в тёплой посели патриция.
Зрелища
Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. Игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами. Эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но рекламой. Когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. По принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки - на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. Как говорилось раннее, древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры. Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: Ave, Caesar, morituri te salutant!, что означала, Смотри Великий Цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали, раскаленными плетями. Бой считался законченным, когда один из противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с просьбой о пощаде и опускал оружие. В зрелищных боях, когда люди дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.
Колизей
Первый амфитеатр в Риме был воздвигнут в середине 1 века до н.э. Гай Скрибий Курион, предложив оригинальный проект. Эта постройка была в виде двух полукруглых частей, которые могли вращаться. Разомкнутые, они образовывали два больших театра, а обращённые к друг другу выступали как арена амфитеатра, и тогда зрители размещались по окружности со всех сторон площадки. Замысел Куриона удовлетворял далеко не всех. Так, Плиний Старший критиковал проект и утверждал, что долго такому сооружению не простоять. Однако, он ошибался. За первым деревянным амфитеатром с двумя вращающимися частями последовал в 46 г.до н.э. последовал амфитеатр Цезаря, также деревянный. При Августе был воздвигнут на марсовом поле первый каменный амфитеатр, построенный городским перфектом Титом Тавром. В середине 1 в. н.э. добавился амфитеатр Нейрона. Однако самый большой и самый знаменитый амфитеатр возвели в 70х годах первого н.э.: это был громадный, монументальный амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колизей или Кооссеум. Он мог вместить в себя одновременно более 45 тысяч зрителей ( некоторые авторы говорят даже о 80 000 – 85 000). Это овальная четырёхъярусная постройка с прекрасно распланированной системой коридоров, переходов и выходов, лестниц, вентиляции.
Конструкция лестниц, входов и проходов – вомиториев – такова, что, по подсчётам современных нам исследователей, десятки тысяч зрителей при необходимости могли покинуть здание за пять минут не теснясь и не толкаясь. Наружные стены разделены четырьмя рядами арок, выдержанных в разных стилях. Длина наружных стен составляет 527 метров, высот – 50 метров. Строили амфитеатры и в других городах Италии и провинций: в Помпеях, Сполето, Путеолах, Поле, Веоне, Пренесте и во многих иных местах, в Галии – в Арелате, Немаузе, Лютеции (Париж), Везуннне (Периге), в Испании. Амфитеатр Марка Антония Гордиана
Амфитеатры как и люди, оказываются имеют семьи. Так у всем известного Колизея есть младший брат – амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдрусе. Архитектор, проектирующий этот амфитеатр, первоначально имел идею создать уменьшенную копию Колизея, отсюда собственно и сравнение с младшим братиком. Однако о существовании Колизея не слышал только ленивый, а вот о существовании в песках Сахары, под палящим солнцем амфитеатра Марка Антония знают далеко не все.
Длина арены древнего монстра составляет приблизительно 425-430 метров, (Колизей для сравнения, имеет 530 метров), размеры «маленького» брата 150 на 120 метров, а «большого» - 188 и 156. Как уже говорилось ранее, для Колизея не стало бы проблемой принимать в себе до 50 000 тысяч зрителей, а вот амфитеатр в Тисдрусе способен принять не более 30 000. Возрастная разница этих двух братьев составляет всего ничего - практически 1500 лет. Тисдрус был крупным центром с развитой экономической и политической жизнью, так как хорошо была развита торговля, в городе всё время было множество приезжих, которые, конечно же, хотели эдаких экзотических зрелищ. Игрища, которые устраивались в амфитеатре Марка Антония Гордиона, по своей жестокости не уступали тем, что видел Колизей. Кстати говоря, а кто вообще такой это Марк Антоний и почему в его честь назван амфитеатр? Гордиан Марк Антоний был проконсулом в Африке, и амфитеатр был построен с его лёгкой руки, ему вздумалось воздвигнуть сооружению не уступающее Колизею, вернее аналогичное. Как известно любое великое дело требует ожидать после его совершения великих последствий, Марк Антоний упивался властью так сладостно, что не заметил как «впал в прелесть» и провозгласил себя римским императором. Но его счастье был не долгим, императорский титул принадлежал Марку Антонию только 36 суток, на 37ые римские легионы напомнил ему о том, сколь поспешное решение им было принято. Гордиан был убит, а амфитеатр жив до сих пор и носит имя этого способного на великое человека. Арена ди Верона
Заслуживает отдельного разговора и Арена ди Верона, известнейший амфитеатр Древнего Рима. Его часто называют «прекрасным, римским памятником Европы». Воздвигнут этот гигант камня ещё в 1ом веке н.э. в часы славного царствования императора Августа.
Форма Арены ди Вероны напоминает вытянутый овал длиной 139 метров, а высот внутренних осей достигает приблизительно и75 и 45 метров. Посадочное «аудиторное» пространство состоит из 45 различных ступеней, (высота – 45-47 см.) и способна вместить не менее 16 000 зрителей. Согласитесь, не мало?! Строилась Арена ди Верона, конечно же, в качестве амфитеатра, но с тех ей довелось побывать в очень разных качествах: это и гладиаторские бои? и всевозможные турниры, ночные игрища, рыцарские дуэли. Уже в 17 веке на Арена ди Вероной закрепилось звание театра и театральные постановки и актёры стали постоянными гостями, некогда грозного амфитеатра. В знаменитом 1822 в этом помещении заседал торжественный Конгресс, который был проведён для примирения и единения европейских монархов. Россини впервые показал на Арене ”La Santa Alleanza” или по-другому «Святой союз», который был призван единить всех монархов. В наши дни, Арена ди Верона всё равно остаётся очень знаменитой, она даже получило очень почётное здание, достойное её возраста «Археологический театр» и каждый год принимает у себя в гостях фест оперы и оперетты, который за последнее 10тилетие уже успел стать традиционном. Этот музыкальный фест созывает в Арену ежегодно около полумиллиона человек - в среднем не менее 15-16 тысяч зрителей, которые приезжают из разных уголков всего мира.
Со сцены исторического амфитеатра звучат голоса Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Марии Каллас, Марио Дель Монако многих других известнейших оперных исполнителей.
Арены Лютеции
Построена Арена была в начале I века и активно функционировала до 3 века. По плану архитектора Арена задумывалась не только как амфитеатр, но как театр, поэтому кроме гладиаторских боёв здесь проходили театральные и спектакли, и позднее, ближе к 3ему веку с приходов варваров (барбаров, как их называли римляне) цирковых представлений.
Амфитеатр был построен так, что мог одновременно принимать около 17 000 зрителей, и предоставлял возможность одновременного выхода, благодаря огромному количеству коридоров. Время шло и с приходом христианства на римские земли театры и амфитеатры стали терять популярность, которую они смогли удерживать так долго. Последней каплей в разрушении Арены Лютеции в III—IV веках стали варварские племена – гунны, они совершенно не понимали, что такое искусство, ибо находились на низшей стадии развития, нежели римляне. Театр перестал использоваться по прямому назначению, а большие камни, из которых была воздвигнута постройка, варвары растаскали для строительства городской стены и укреплений. Очень длительный период остатки, руины Арены Лютеции находились в земле, в 1869 году археологами они были найдены при проверке местности перед началом постройки парка. Виктор Гюго, поэт романтик, писатель, как родоначальник исторического романа очень «болел» за сохранение исторических ценностей и в 1883 году, отправив открытое письмо в городской совет, просит взять Арены Лютеции под защиту государства. Вскоре после этого Арены были объявлены памятников античной архитектуры.
В 1916 началась реставрация амфитеатра, однако проведена она была только на столько, на сколько это вообще было возможным. Отреставрированные руины на сегодняшней подготовлены для посещения туристов, и даже, содержат некоторую сопутствующую атрибуцию. Там, к примеру, возможно, увидеть клетки, в которых держали разъярённых львов. Отношение к гладиаторам римлян
Для большинства римлян эти зрелища были любимейшим развлечением. Они ходили в амфитеатры за острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов. Имена которых были также хорошо известны, как сегодня имена спортсменов и певцов эстрады. Отправляясь в амфитеатр публика уже знала, кого в этот день она увидит на арене. Ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников. Этой популярностью отдельных бойцов пользовались в своих целях организаторы игр, предварительно скупавшие все билеты. Чтобы распродать их в розницу по большой цене.
Но иным римским интеллектуалам кровавые массовые зрелища были совсем не по душе, и при том по многим причинам. Римские богачи на перебой задавали пышные празднества, устраивали дорогостоящие игры, не жалели никаких средств, дабы завоевать расположение сограждан. О богатых и влиятельных людей таких как Крассы, Лукуллы, Квинт Гортензии Гортал, Гай Клавдий Пульхр, сын Аппе Клавдия, Публий Корнеллий Лентул, наконец, Помпей Великий, старались не отставать и другие, когда становились эдилами. К таким людям Цицерон, к примеру, относился весьма критически – быть может, ещё и поэтому он не спешил выполнять просьбу Эдилла Целия о ловле пантер.
Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философ называл расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души: «Расточительные – это те, кто проматывает своё состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей – на всё то, о чём память они оставят ни долгую, или вообще не оставят никакой». А любой трате денег, «цель которой – снискать расположение толпы», Цицерон отзывался очень резко и отрицательно. Хотя, мнение философа не могло отражать мнения всего народа, если был хотя бы один человек, который высказывался против, утверждать, что всё римское общество принимало бы на ура бои гладиаторов было глупо. Исчезновения гладиаторов
Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. Когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. Постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.
Сам Константин – Великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. Вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. На сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. Осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.
Однако, даже после принятия этого эдикта на Апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. Жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились.
Однако, в 357 году император Константин Второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. Но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. Через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. Поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. Монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. После этого император Ганорий запретил гладиаторство. Навсегда.
|