Главная » Файлы » Исследования, Медицина, Наука, Учёные |
Навыки чтения в детском возрасте зависят от развития мозга
09.10.2012, 20:47 | |
То есть имеет значение не только то, как развиты слуховой, зрительный и речевой анализаторы, но и то, как работает связь между ними. Как пишут исследователи в журнале PNAS, по тому, как формировались проводящие пути, можно было предсказать, как будут обстоять дела с чтением. Те, у кого сигнал в проводящих путях усиливался со временем, читали лучше; те, у кого он слабел, — хуже. Сила сигнала зависела от развития белого вещества, что определялось двумя нейрофизиологическими процессами — удалением ненужных отростков нейронов и миелинизацией длинных отростков-аксонов, которые образуют что-то вроде передающей «шины» между разными зонами мозга. Оба процесса зависят от нагрузки на нейрон: чем сильнее нервная клетка нагружена, тем ей понятнее, какие отростки не используются и подлежат удалению, а какие, наоборот, всегда в работе, а потому их нужно как следует миелинизировать. По словам исследователей, всё дело в синхронизации этих процессов. У хорошо читающих они идут одновременно; у детей, читающих плохо, один запаздывает, а другой уходит вперёд. Тут всё во многом зависит от чисто биологических факторов, и чтение «из-под палки» бессильно: угрозы и затрещины на клеточном уровне, к счастью или к несчастью, не действуют. Однако усиленные занятия всё же способны помочь отстающим детям догнать успевающих сверстников. Для этого нужно точно определить, когда мозг готов «обрезать» ненужные нейронные отростки, — в этот момент нейронные цепи будут обладать особой пластичностью и с лёгкостью настроятся на чтение. Потом уже сформировавшиеся пути покроются миелином. Но чтобы реализовать такой метод, педагоги должны работать в тесном сотрудничестве с врачами-нейрофизиологами, дабы знать, что в буквальном смысле происходит в голове у ребёнка. | |
Просмотров: 532 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |