Главная » Файлы » Космос и Вселенная |
Почему наш «лунник» остался на Земле
14.06.2011, 18:23 | |
Среди многочисленных задач, которые ставят перед собой ученые и инженеры, работающие в области космонавтики, одной из самых увлекательных и престижных всегда была организация полета человека на вечный спутник Земли — Луну. В конце 1950-х — начале 1960-х годов решением этой проблемы стали вплотную заниматься в США и в нашей стране, тогда еще Советском Союзе.
Полная драматизма история создания Н-1 тогда была известна немногим
На Луну следовало для начала отправить — из соображений необходимой подстраховки — по меньшей мере двух посланцев Земли. Они должны были высадиться на лунной поверхности, провести необходимые исследования и вернуться тем же маршрутом на той же ракете обратно. Для этого космическому кораблю пришлось бы нести полезный груз в 100 тонн, а вес самой ракеты в момент старта составлял бы примерно три тысячи тонн. Так что здесь требовались двигатели огромной мощности.
В 1960 году правительство СССР приняло постановление о создании ракеты-носителя, рассчитанной на полезную нагрузку 40-50 тонн. Установили и срок изготовления ракеты — три года. Выполнением задачи занялись десятки предприятий, институтов, конструкторских бюро. Единого центра который мог бы координировать их деятельность, у нас не было. Сверху же занимались главным образом тем, что спускали руководящие указания, распекали разработчиков, подгоняли. КОРОЛЕВ ВО ГЛАВЕ ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ Лунной программой руководил Генеральный конструктор космической техники Сергей Павлович Королев. Мечты о сверхтяжелой ракете, способной доставить землян не только на Луну, но и на Марс, занимали его мысли долгие годы. В начале 1960-х годов Королев разработал сценарий пилотируемого полета на Луну и подал в правительство соответствующую записку. Именно этот сценарий оказался наиболее рациональным. На официальном уровне задача посещения человеком Луны была поставлена в 1964 году. Поскольку никак не удавалось создать двигатель, который позволил бы вывести на орбиту необходимые 100 тонн полезной нагрузки, решили ограничиться высадкой на лунную поверхность одного космонавта. Второму предстояло оставаться в это время на окололунной орбите. В Байконуре возводили новый стартовый комплекс. Ракета Н-1, выйдя из стадии чертежей, приобретала реальные очертания. Началась подготовка космонавтов. Специальная группа космолетчиков «Луна» состояла из трех экипажей. В первый — основной — вошли Алексей Леонов и Олег Макаров, в дублирующий второй — Валерий Быковский и Николай Рукавишников, в третий — Павел Попович и Виталий Севастьянов. Программа подготовки была насыщенной. Изучали звездное небо, рельеф Луны. Осваивали управление возвращаемым аппаратом и лунным модулем, на котором предстояло передвигаться по поверхности спутника Земли. ПРОБЛЕМА — В ДВИГАТЕЛЯХ А между тем работы по конструированию сверхмощного двигателя не давали желаемого результата. По проектам С.П. Королева выпускались серии ракет, но их мощность следовало увеличить в целых 15 раз. В качестве топлива для ракетных двигателей обычно применялся керосин и сжиженный кислород. Но возможности этого горючего оказались исчерпанными. Королев стоял за другой вид топлива, который мог бы дать более высокую мощность, — за сжиженный водород и кислород. Такие двигатели, по мысли Сергея Павловича, следовало ставить на вторую и третью ступень ракеты, несущейся уже в безвоздушном пространстве. Спроектировать и построить двигатель нового типа могло бы КБ, которое возглавлял академик В.П. Глушко. Однако тот считал, что жидкий водород как топливо в ракетной технике бесперспективен. В качестве топливных компонентов он использовал фтор, азотную кислоту и гептил, вещества крайне ядовитые. Применение их допустимо в военной технике, а не в ракете, пилотируемой людьми. Вот почему С.П. Королев, отвергнув предложенный В.П. Глушко тип топлива, принялся за поиски других разработчиков. Он обратился в КБ под руководством Н.Д. Кузнецова, где создавались двигатели для авиации. Но ограниченные возможности этого КБ не позволяли построить большой ракетный двигатель, да и время поджимало. Тогда было решено сконструировать двигательную установку для Н-1 из пакета двигателей среднего масштаба. Для первой ступени предлагалось 30 жидкостных реактивных двигателей, для второй — восемь, для третьей — четыре. В результате все три ступени могли вывести на околоземную орбиту примерно 95 тонн полезного груза. Трудность заключалась в том, чтобы синхронизировать работу всех двигателей. Для этого создали специальную систему «Корд», которая оказалась очень капризной и ненадежной. БЕЗ КОРОЛЕВА В разгар работы над лунным проектом в январе 1966 года С.П. Королев скоропостижно скончался. Во главе его КБ встал его заместитель, академик В.П. Мишин, продолживший работу над ракетой Н-1. Наконец 21 февраля 1969 года начались летные испытания. Через 70 секунд после старта в хвостовом отсеке первой ступени начался пожар, и полет пришлось прекратить. 3 июля 1970 года во время второго запуска вышел из строя кислородный насос. Произошел сильный взрыв, даже разрушивший стартовый комплекс. На его восстановление и подготовку новой ракеты ушло немало времени. 27 июля 1971 года приступили к третьему пуску. Ракета чуть приподнялась над землей, но из-за потери управляемости полет сорвался, стартовый стол снова был поврежден. 23 ноября 1972 года ракету запустили в четвертый раз. Все двигатели первой ступени работали нормально, полет продолжался целых 112 секунд, но в конце активного участка выведения в хвостовом отсеке ракеты возникла неисправность, нормальный полет прекратился. Тем не менее все те, кто готовил этот запуск и проводил его, были довольны результатом. Теперь уже стало ясно — до победы осталось совсем немного. В монтажно-испытательном корпусе Байконура готовились к старту еще две ракеты. В августе 1974 года должен был состояться пятый запуск, а в конце года — шестой. Дальше предполагалось передать Н-1 в эксплуатацию. Но этим планам не суждено было осуществиться. Сначала заморозили работы по «луннику». А в мае 1974 года вместо В.П. Мишина главным конструктором был назначен В.П. Глушко. В первый же день новый руководитель объявил, что создание Н-1 — ошибка и что он пришел в КБ Королева «не с пустым портфелем». Глушко действительно предложил концепцию «русского шаттла», которая через 10 с лишним лет привела к созданию «Бурана», корабля многоразового использования, и ракеты-носителя «Энергия». Но, увы, этот в целом удачный проект не был завершен. Теперь уже не космические корабли развалились на старте, а перестало существовать само государство — СССР. АМЕРИКАНЦЫ НА ЛУНЕ В начале 1960-х годов мы были вовлечены в космическую гонку с Соединенными Штатами. Многие чисто научные и инженерные проблемы решались у нас с позиций узко понимаемого «приоритета». Однако же наступил день 16 июля 1969 года, когда американский ракетно-космический комплекс «Сатурн-5 — Аполлон-11» стартовал с Земли, а пять дней спустя сначала капитан корабля Н. Армстронг, а потом и пилот посадочного узла Э. Олдрин ступили на поверхность Луны. Этот исторический момент телевидение показывало по всему миру. Его не увидели только в СССР и в Китае. За четыре года НАСА провело по программе «Аполлон» 11 пилотируемых полетов. Шесть раз американские астронавты высаживались на Луне. Так что с точки зрения «приоритетов» все стало абсолютно ясным. В нашей же печати начали появляться высказывания, что в высадке человека на Луну нет никакой научной необходимости. А полная драматизма история создания Н-1 тогда была известна немногим. И многолетнего труда тысяч советских ученых, инженеров, рабочих как бы вообще не существовало. «ЛУННИКИ» УЖЕ НЕ НУЖНЫ Однако в начале 1970-х годов нашлись специалисты, которые понимали, что закрытие темы Н-1 неблагоприятно скажется на развитии всей нашей космонавтики. Ходил по высоким кабинетам академик В.П. Мишин, писал письма XXV партийному съезду один из руководителей испытаний ракеты Б.А. Дорофеев. Ученые просили о «малом» — разрешить пуски двух уже готовых ракет в акваторию Мирового океана. Однако все было бесполезно, судьба HI решалась не специалистами, пути развития науки диктовали политические руководители. Юрий Гагарин и Сергей Королев. 1961 год
В истории несостоявшейся советской лунной экспедиции отразились болевые проблемы тогдашнего общества. Это и чрезмерная политизация науки, и подмена истинных целей мнимыми, и отсутствие коллегиальности в принятии ответственных решений, и засекречивание всего и вся и, конечно же, неумение со стороны многих предвидеть перспективы развития космонавтики. | |
Просмотров: 1086 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |