Главная » Файлы » История |
23.10.2012, 18:02 | |
Там авиастроительная компания Avro Canada, создавшая в 1950-ые годы сверхзвуковой истребитель CF-105 Arrow ("Стрела"), среди прочих экзотических разработок занялась еще и созданием "летающей тарелки" Avro Canada VZ-9; полет которой должен был осуществляться за счет так называемого эффекта Коанда. Что это за эффект и почему его решили использовать именно на "летающей тарелке"? Из курса физики можно узнать, что эффект Коанда — физическое явление, названное так в честь румынского ученого Анри Коанды (во французском произношении Коанда, откуда и пошло название), который в 1932 году обнаружил, что струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях к ней прилипает. Это объясняется тем, что она препятствует свободному поступлению воздуха с одной стороны струи и создает вихрь в зоне пониженного давления. То есть если дополнительно обдувать сверху крыло самолета, то его подъемная сила значительно возрастет. По этому принципу было построено несколько самолетов укороченного взлета и посадки. Среди них американский экспериментальный QSRA и опытный военно-транспортный Boeing YC-14, и советские военно-транспортные самолеты с Ан-72 и Ан-74. Однако применение эффекта Коанда на дисколете сулило большие преимущества, поэтому-то его и решили использовать в аппарате Avro Canada Разработка получила кодовое название "Проект 1794", причем участвовавшие в ней конструкторы поставили перед собой цели, которые иначе как амбициозными и не назовешь. Впрочем, судите сами: "скорость от М3 до М4, потолок более 30 километров и максимальная дальность в районе 1850 километров". Именно такими планировались его летно-технические характеристики в меморандуме 1956 года. Особенно интересен пункт про скорость, которая на основе продувок модели в сверхзвуковой аэродинамической трубе должна была составлять целых четыре Маха, хотя в 1956 году говорить об М4 было очень и очень непросто. Ведь знаменитый рекорд SR-71 Blackbird — 3 529,56 км/ч — был достигнут только в 1976 году, а тут речь о временах на 20 лет раньше! Что же позволяло конструкторам надеяться на столь высокий результат? Дело в том, что у испытывавшегося прототипа выхлопные газы от турбины поступали в кольцеобразное сопло, расположенное по периметру "летающей тарелки". Выходивший из сопла воздух должен был "прилипать" к поверхности аппарата и перетекать под нее, увеличивая подъемную силу как раз за счет использования эффекта Коанда. Остальная часть продуктов сгорания направлялась вниз и создавала тягу. Это позволяло получить дополнительную подъемную силу просто за счет роста КПД двигательной установки, который тратился бы частью на тягу (как у самолета), а частью шел бы на подъемную силу без дополнительных затрат топлива. Управление полетом должно было осуществляться за счет управления вектором тяги при помощи отклоняющихся заслонок по периметру "тарелки" и же его общим наклоном аппарата вперед наподобие того, как это происходит в случае с вертолетом. Считается, что летательный аппарат с дисковидным крылом будет потенциально безопаснее вертолетов за счет большей простоты управления, высокого аэродинамического качества и экранного эффекта во время посадки. Подобный вариант создания подъемной силы был, кстати, удачно реализован на серийном Ан-72Ю, вот только эффект Коанда на нем достигался лишь при отклонении предкрылков и закрылков на взлете, а в полете перетекание пограничного слоя воздуха, "прилипавшего" к крылу, не использовалось. Инопланетяне прячутся в советских архивах Интересно, что первым эффект Коанда использовал в реактивном биплане Coandă-1910 (1910 — год постройки). И у него получилась достаточно хорошая машина, вот только ее конструктор еще не знал, что реактивные двигатели нельзя ставить перед хвостовым оперением. В целом судьба эффекта Коанда в авиации до сих пор определялась не его потенциальными преимуществами или недостатками, а лишь терпением разработчиков и тех, кто их финансировал. Например, вертолет MD 520 успешно использует этот эффект для замены хвостового винта — и демонстрирует отличные для своего класса летные характеристики при пониженной шумности. Но, правда, его разработка заняла столько времени (с 1975 года до запуска в серию в 1991-м), что начала его одна фирма, а вот закончила другая, поскольку первая разорилась и ее купила фирма Boeing. Так что перспективы у использования эффекта Коанда, равно как и у "летающих тарелок", все-таки есть. Сегодня многие технические решения можно опробовать на относительно недорогих БПЛА, позволяющих отработать на них самые необычные идеи и технические решения. В свою очередь это позволяет надеяться, что со временем обе эти идеи найдут свое воплощение в жизнь. А может быть, и не найдут, потому что к этому времени будет создано или открыто уже что-нибудь совсем другое и надобность в такого рода технике, и сейчас не очень высокая, просто-напросто отпадет! | |
Просмотров: 1299 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |