Предполагается, что основанное Александром Македонским поселение в Египте, которое назвали Александрией, изначально планировали построить так, чтобы в день рождения ее блистательного основателя Солнце всходило прямо над главной городской дорогой. Если расчеты ученых окажутся верны, то не помогут ли эти сведения найти могилу великого завоевателя?
Великий полководец основал в дельте Нила Александрию 20 января 331 года до нашей эры, 25-го числа египетского месяца тиби, преследуя стратегические и административные цели. "Когда Александр, возвращаясь от Аммона, прибыл к Мареотийскому болоту, недалеко от острова Фароса, он, осмотрев местность, решил сначала основать новый город на самом острове. Потом, когда оказалось, что остров мал для большого города, он выбрал для него то место, где теперь находится Александрия, названная по имени основателя", — писал римский историк Квинт Курций Руф (Quintus Curtius Rufus).
"Основанный город стал моделью всех "тройственных городов", "триполисов" античного мира, — утверждает современный французский историк Поль Фор (Paul Faure). — За советом Александр обратился к жрецам и прорицателям. Были совершены ритуалы, гарантирующие благосклонность земных и подземных богов, добрых демонов, которые являются в виде змей, и небесных и водных богов, которые принимают облик птиц. Было отдано распоряжение оставлять для них повсюду понемногу крупы или каши. Александр пешком прошел вдоль будущей городской стены, линию которой указал ему Динократ, повелевая время от времени обозначать свой путь колышками или расставлять хорошо заметные меты.
Александр одобрил план города в форме развернутого плаща, 30 стадий (5340 метров) в длину, от 7 до 8 стадий (около 1325 метров) в ширину, а также соединение острова с материком дамбой длиной 1260 метров, разбивку города на пять кварталов, идею оставить в нем место для двух рыночных площадей и обустроить парки".
Из-за своего удобного расположения город превратился в столицу македонской династии Птолемеев (323-30 годы до нашей эры), международный торговый и культурный центр Востока. В "царском квартале" находились дворцы и склепы правителей, Мусейон со знаменитой библиотекой и храм Сераписа. На связанном с материком с помощью дамбы острове Фарос (Пер-ао, Фараон, по-гречески Pharos) стоял построенный в 299-279 годах до нашей эры и разрушившийся в 1326 году 110-метровый Александрийский маяк. Александрия была центром неоплатонизма, христианского богословия и изучения катехизиса. В IV-V веках постепенно наступил экономический и культурный упадок города. В 640 году его завоевали арабы. В современной Александрии живет около 4 миллионов населения.
План Александрии разработал архитектор Дегинократ (или Динократ) Родосский и военные инженеры Диад и Харий. Как предполагали до настоящего времени, широкие, имевшие твердое покрытие, пересекающиеся под прямым углом улицы Александрии были проложены согласно гигиеническим соображениям (влияние прохладных северных ветров). Древняя Александрия строилась вокруг главной улицы, шедшей с запада на восток, которая вела в город Канопу, по-латыни Canopus.
Специалист по археоастрономии из Миланского политехнического института Джулио Мальи (Giulio Magli), как сообщает интернет-портал LiveScience, заметил, что эта дорога не вписывается в топографию местности. В частности, она не идет параллельно линии берега. Но в IV веке до нашей эры — в день рождения фараона, царя Верхнего и Нижнего Египта, возлюбленного Амона и предпочтенного Ра, Сына Ра Александра — солнце восходит прямо над этой дорогой. По мнению ученого, полученные им результаты можно было бы использовать для поисков потерянной могилы Александра. В античных источниках сообщается, что его тело привезли из Вавилона и похоронили в Александрии в золотом гробу, который поместили в золотой саркофаг, позже заменив его на стеклянный.
Вот только в своих построениях исследователь исходит из того, что Александр родился 20 июля 356 года до нашей эры по юлианскому календарю. Эта дата основывается на сведениях Плутарха: "Александр родился шестого числа (афинского) месяца гекатомбеона, который македоняне называют лой". С точки зрения Поля Фора, это — спорная дата. Македонский месяц лой, как указывал Демосфен в "Речи о венке", соответствует афинскому боэдромиону, грубо говоря, сентябрю. Напомним, что Демосфен был современником Александра Великого, а Плутарх жил гораздо позже (45-127 годы нашей эры). Есть и другие косвенные свидетельства. К отцу Александра, царю Македонии Филиппу II, воевавшего на севере против пеонов, четверо гонцов с известием о рождении сына явились один за другим между 10 и 15 октября 356 года до нашей эры.
Они сообщили, что лошади одной из его конюшен 27 или 28 сентября одержали победу на скачках Олимпийских игр. Согласно древнегреческому историку Арриану (Arrianus), который ссылается на штабного офицера Александра, "он прожил 32 года и 8 месяцев, а царствовал 12 лет и также 8 месяцев". Если исходить из того, что царь умер 10 июня 323 года до нашей эры, а вступил на престол в октябре 336 года до нашей эры, получается, что Александр родился с 6 по 10 октября.
Тем не менее, в расчет взяли 20 июля. Благодаря компьютерному моделированию, специалисты выяснили, что в этот день в IV столетии до Рождества Христова светило показывалось на горизонте в том месте, куда вела дорога. Древние строители ошиблись меньше, чем на половину градуса. Да и сегодня эффект способен потрясти воображение, хотя Солнце заметно сместилось в сторону. "Царская звезда" Регул (Regulus) из созвездия Льва тоже восходила над дорогой в Канопу и была видна примерно в 20-х числах июля. После значительного изменения орбиты Земли подобное явление недоступно наблюдению.
Выравнивание по солнцу великих пирамид в Гизе (еще одного из чудес света) вроде бы подкрепляет вывод Джулио Мальи и его коллег. Свидетельства об Александре как сыне Ра, на первый взгляд, тоже еще одно очко в пользу версии итальянских ученых. Однако. Древние египтяне поклонялись не только Солнцу, но и Луне и звездам, и Нилу. В их верованиях находят следы анимизма, фетишизма и магии. Несмотря на широкое распространение солярной теории пирамид, в последнее время появляется все больше ее противников. Стивен Кверк (Stephen Quirke) предлагает проявлять осторожность в вопросе о солярной интерпретации пирамид, которые "не так-то просто истолковать однозначно".
Идея о том, что возникновение солярной религии, главным божеством которой был Ра, совпало со строительством первых "истинных" пирамид, основывается на предположении о том, что Ра был прежде всего божеством Солнца. Но он был также и богом-творцом и даже скорее им, а уже во вторую очередь — божеством небесного светила. Древнеегипетская религия была по своей сути не культом Солнца, а культом творения. Фараон являлся воплощением духа бога-творца. И поступал точно так же, как и Александр, когда тот творил свою Александрию. |