Главная » Файлы » Обо всем понемногу |
15.11.2010, 23:00 | |
История открытия и освоения Нового Света неразрывно связанна с поисками золотого города Эльдорадо. Свидетельства человеческой алчности, рассказы о и безжалостном разрушении памятников в погоне за сокровищами умаляют удивление, охватившее европейцев, столкнувшихся с цивилизациями, похожими на цивилизации Старого Света: с имеющимися и царскими дворцами, городами и святилищами, изобразительным искусством, поэзией, храмами и священниками, а также символами и верой в Создателя, но все это меркло перед всеобъемлющей жаждой золота конкистадоров и их стремление найти сказочный Эльдорадо. Кто придумал и первым произнес это слово? Что послужило причиной нескончаемых поисков этой золотой мечты? Мечтаний и надежд, гипотез и догадок, многочисленных попыток, если не найти сам город, то хотя бы отыскать в толще времен свидетельства его существования? Первые сведения об Эльдорадо получены от испанца и соратника Писсаро, Себастьяна де Белалькасара, который был направлен в северные районы для разгрома перуанцев, оказывающих вооруженное сопротивление вторжению испанцев. Де Белалькасар разбил перуанцев близь Кито, в районе современного Эквадора, и один из плененных индейцев рассказал о землях Беру и полном богатств городе Маноа. К этому времени испанцы уже почти полностью ограбили Мексику и Перу, а индейцы уже знали, что лучший способ избавиться от испанцев - это наплести им небылицы о золоте и направить их по ложному следу. На сей раз слух был правдивым, но индеец в своем рассказе Белалькасару умолчал, а может быть, и сам не знал о том, что сведения его несколько устарели, а рассказал он о богатой стране, где все было украшено золотом и драгоценными камнями и описал один обычай той страны, который слышал от побывавших там соплеменников. Каждое утро в лучах восходящего солнца из города к горному озеру направлялась процессия около сотни мужчин, одетых в пышные убранства, украшенные золотом и серебром, перьями трогона и шкурами ягуара. Они шли с радостными криками, многие из них наигрывали на флейтах и трубах веселые мелодии. Замыкала процессию группа разодетой знати с носилками, увешанными золотыми дисками. На них полулежал человек, совершенно обнаженный, как и те, что шли впереди, однако, все его тело покрыто сверкающей позолотой, вернее натерто смолой или некой клейкой субстанцией и обсыпано золотым порошком. В свете солнечных лучей он сверкал, как золотой идол. Процессия останавливалась у горного озера, окруженного величественными вершинами. Мужчины ставили носилки на плот, так же украшенный шкурами животных и изделиями из золота и гребли с полмили до середины озера. На середине озера вождь прыгал в воду и плыл назад к берегу, заодно смывая с себя золотой песок. Как только он достигал берега, люди на берегу радовались, приветствовали его и с радостными возгласами бросали в озеро приношения – золото, драгоценные камни. Именно поэтому эта легенда первоначально пересказывалась как история об «el bombrе dorado» – «золотом человеке». Очень быстро слухи об о «el bombrе dorado» распространились среди прибывших в Новый Свет европейцев, а затем докатились и до Европы. Устные рассказы, обрастающие все большими подробностями и свидетельствами будоражили умы европейцев. Вскоре появились различные брошюры и книги посвященные загадочной стране и озеру, полному золота. В Южную Америку хлынул новый поток авантюристов и золотоискателей, влекомых алчной жаждой золота. Само местонахождение города не знал никто, поэтому каждый из них руководствовался собственными умозаключениями и соображениями, куда податься в поисках этих богатых земель.Одни искатели приключений, например, Кортес, отправились в Калифорнию, другие в Венесуэлу, сам Франсиско Писсаро и его соратники в своих поисках опирались еще и на рассказы индейцев, поэтому разделились на две партии, одна направилась в Колумбию и исследовала озеро Гуатавита, а другая, возглавляемая лично им, в Перу. Там конкистадоры наткнулись на империю инков и уже после того как войска испанцев вошли в город Куско, решили, что это и есть искомая земля. Храмы и дворцы города были буквально покрыты золотом и серебром снаружи и доверху заполнены ими внутри. В императорском дворце они обнаружили три комнаты, до самого потолка заполненные золотыми украшениями, и пять комнат с серебром, а также запас из 100 тысяч золотых слитков, весивших пять фунтов каждый и ожидавших своей очереди, чтобы превратиться в произведения искусства. Золотой трон, снабженный золотой скамеечкой, был сконструирован так, чтобы превращаться в паланкин, где император мог бы отдыхать, откинувшись назад, и весил 25 тысяч песо (около 114 кг.); даже шесты для переноски этого паланкина были покрыты золотом. Везде стояли молельни и усыпальницы предков, заполненные статуэтками, изображениями птиц, рыб и мелких животных, а также серьгами и нагрудниками. В огромном храме (испанцы назвали его Храмом Солнца) стены были облицованы толстыми золотыми пластинами. Сад храма был искусственным; в нем буквально все: деревья, кусты, цветы, птицы и фонтаны - было сделано из золота. Во дворе было засеяно целое поле маиса (местная разновидность кукурузы), на котором стебель каждого растения был искусно изготовлен из серебра, а початок из золота; размеры поля составляли 91,44 на 182,88 метров – 16,7 тысяч квадратных метров золотой кукурузы! Но очень скоро легкие победы испанцев в Перу сменились упорным сопротивлением инков, а первоначальное богатство съедалось инфляцией. Для инков, как и для ацтеков, золото было даром или собственностью богов, а не средством обмена. Они никогда не использовали его как товар или как деньги. Испанцы же видели в золоте средство для удовлетворения своих желаний. У них оказалось много золота, но отсутствовали привычные вещи и даже предметы первой необходимости. Вскоре они уже платили 60 золотых песо за бутылку вина, 100 песо за плащ и 10 тысяч песо за лошадь. Однако в Европе приток золота, серебра и драгоценных камней вызвал настоящую золотую лихорадку, и европейцы снова заговорили об Эльдорадо. Основным толчком нового золотого бума послужило следующее. Еще в 1535 году Белалькасар со своим отрядом, выступив из Кито, направилась на север в поисках города, который настолько богат, что швыряется золотом в безмерном количестве. И когда он пришел в земли племени муисков, в начале 1536 года, то они уже были захвачены и покорены экспедицией, возглавляемой Гонсало Хименесом де Кесадой, которая прибыла с лежащего на севере Карибского побережья. Этот поход не принес ни сокровищ, ни свидетельств о нахождении золотого города, зато присоединил новые земли к испанской короне. В это же время в этом районе появились отряды, которые возглавлял немецкий авантюрист и наемник еврейского происхождения Федерман, выступивший в поисках легендарных земель из Венесуэлы. Таким образом, страна оказалась под властью трех группировок отчаено ищущих Эльдорадо. В целом они были правы придя в поисках Эльдорадо в земли муисков, потому что, именно в этом племени существовал обычай, рассказанный пленным индейцем Белалькасару. Племя муисков со своим необычным и красочным обрядом, при котором нового, только что избранного вождя покрывали позолотой, было одним из племен народа чибча. Всего за несколько лет до прихода Белалькасара оно было покорено более могущественным племенем, называвшим себя чибча богота, и этот обряд больше не соблюдался. Испанцам не понадобилось много времени, чтобы уяснить себе истинное положение дел. У побежденных муисков уже не было своих вождей, в честь которых совершались жертвоприношения золотом. К тому же они, как и все чибча, сами золота не добывали, а получали то немногое, что требовалось им для ритуальных целей, от торговли с перуанцами. Еще хуже было то, что небольшое горное озеро Гуатавита, где совершались жертвоприношения, имело около 120 метров глубины и было недоступно для ныряльщиков, так что золото на дне его было утрачено безвозвратно. То Эльдорадо, которое впервые получило это название, оказалось совершенно невыгодным предприятием, и было бы не удивительно, если бы легенда о нем угасла уже тогда, оставшись лишь незначительным эпизодом в истории Южной Америки. Однако, этого не произошло. Примерно в это время монах Марко де Ниса вернулся в Мексику и стал распространять фантастические рассказы о богатых городах Сивола, страны лежащей на севере, но когда направленная туда экспедиция Коронадо не обнаружила ничего фантастического, о них просто перестали вспоминать. А в 1563 году Диего де Ибарра сделал сообщение об открытии «новой Мексики», полной легкодоступных сокровищ, оно так же не подтвердилось, и единственным следом, оставленным этим событием в географии стало это название Нью-Мексико, которое и поныне один из американских штатов, расположенных на этой территории. Ажиотаж возникший вокруг поисков племени «золотого человека» постепенно стал идти на убыль. Испанцы, были хоть и падки на золото, но все же оставались реалистами и не перемещали Эльдорадо на карте с одного места на другое, каждый раз, когда его местоположение не подтверждалось только из одного желания верить в него. Напротив только самые упрямые, в ком авантюризма было больше чем здравого смысла пытались найти эти земли и хватались за любое упоминание или слух. В основном благодаря этим людям в истории человечества появилась легенда Нового Света – Эльдорадо. Поиски этой уже ставшей легендарной страны почти сошли на нет и только единицы еще верили в нее и пытались найти, когда вновь всколыхнула умы очередная легенда. Однако, на этот раз раздули пламя золотоискательства не испанцы, а индейцы. Среди индейцев тупинамба, живших на отдаленном юго-восточном побережье Бразилии, появился пророк, призывающий последовать за ним на запад, где согласно ихним поверьям был рай – «земля без бедствий». Вскоре большая часть населения этой группы племен были охвачены религиозным экстазом. Переход продолжался девять лет. Тысячи тупинамба с трудом пробирались через безлюдные районы Мату-Гросу и высокие Анды и наконец в 1539 году закончили поход в Чачапояс, в северном Перу. Испанцы были не мало удивлены обнаруженной ими процессией и набросились на пришедших с расспросами. Полученная информация оказалась полезной для дальнейших исследований. Но больше всего испанцев интересовали сведения о богатых царствах и полных золота городах в неисследованных глубинных областях, и тупинамба рассказывали обо всем, что тем хотелось услышать, или, во всяком случае, давали такие ответы, которые испанцы истолковывали в самом оптимистическом духе. Возможно также, что полудикие тупинамба, не знающие золота, понимали вопросы испанцев по-своему, в соответствии со своими собственными, более скромными представлениями о богатстве. Таким образом, сложилась новая легенда об Эльдорадо, вернее, Эльдорадо представилось испанцам в новом обличье, превратившись из El Hombre Dorado- «золотого человека» в El Dorado – «золотую страну». Это эффектное название казалось подходящим для всех золотых земель, которые еще предстояло открыть. Что касается индейцев тупинамба, то некоторые из них поселились на побережье Перу, но большинство убедилось, что Перу под властью испанцев мало похоже на Землю без Бедствий, и постепенно потянулось обратно, на свою родину на побережье Бразилии. Параллельно с легендой о золотом человеке появилась и другая, схожая с ней. Прежний товарищ Кортеса по оружию Диего де Ордас около 1530 года, путешествуя вверх по Ориноко, услышал об индейском племени, богатом золотом, которое живет вблизи большого озера, у реки Мета. Следует заметить, что это было за несколько лет до того, как Белалькасар услышал о «золотом человеке». Эти две истории, в сущности, не связанные друг с другом, впоследствии слились в одну, так как обе относились к одной и той же территории и в обеих шла речь об озере. В 40-е годы XVI века испанцы тщательно прочесали район реки Мета в Колумбии и прилегающие возвышенности вокруг Боготы. Они не нашли ни цивилизованных индейцев, ни городов, ни золота и отказались от мысли о том, что Эльдорадо лежит дальше на юг, в теперешнем Эквадоре. Тогда же лейтенант Франсиско де Орельяна с несколькими участниками экспедиции отправился на лодке вниз по большой полноводной реке, которая в конце концов привела их к побережью Атлантического океана. Во время путешествия они не раз вступали в столкновения с индейцами, но не видели ни одного не то что города, поселения. Единственное из сообщений заинтересовавших, было описание сражения с женщинами, которые дрались как настоящие воины-мужчины, это произвело впечатление на современников и река, по которой сплавлялась экспедиция получила название Амазонка. Около 1541 года история поисков Эльдорадо оказалась связанной с другим районом, расположенным довольно далеко от Боготы и реки Мета. Экспедиция из Венесуэлы во главе с немцем Филиппом фон Гуттеном столкнулась с могущественным племенем омагуа из юго-восточной Колумбии и была разбита. Внушительная мощь этого народа породила фантастически преувеличенные рассказы о столице омагуа, впервые увиденной и описанной фон Гуттеном, и около 1558 года была подготовлена новая экспедиция, которая ознаменовала собой окончательный и бесславный распад испанского конкистадорства. Эта экспедиция стала последней, организованной официальными властями и во главе ее стал один из молодых офицеров испанской короны Педро де Урсуа. Во время похода возник бунт и де Урсуа был убит, а на его место выбран другой тоже молодой офицер Фернандо де Гусман, который фанатично верил в существование Эльдорадо и в свою миссию отыскать его. Но вскоре один из наемников Лопе Агирре начал интриговать и подбивать на восстание, что ему и удалось. Фернандо де Гусман был так же убит как и его предшественник, а власть перешла Агирре, но в отличии от де Урсуа и де Гусмана, он не собирался гоняться за призрачной легендой, а предпочитал нечто более реальное и этим реальным желанием было создание собственного королевства. В 1561 году экс-конкистадоры вышли в Карибское море и пристали к острову Маргарита у побережья Венесуэлы. На острове был небольшой гарнизон и завоевать его наемникам было не сложно. Агирре убил всех офицеров и губернатора и несколько месяцев правил островом, но его честолюбие не могло довольствоваться таким малым клочком суши. Агирре вторгся в Венесуэлу, испанские регулярные части уступали в численности, но у людей Агирре не было никакого желания сражаться и большая часть дезертировала. Остатки банды были разбиты, сам Агирре убит на поле боя. Эти события бросили мрачную тень на сам миф об утопающей в золоте стране, слухи о проклятии и несчастиях, которые обрушаться на смельчаков, отважившихся искать Эльдорадо, довольно быстро прижились среди населения Южной Америки. На картах того времени сам золотой город не был отмечен, но казалось, что Эльдорадо живет своей собственной жизнью, не подвластной человеческим умам: о нем ходили слухи, сообщалось в донесениях, рассказывалось в историях, мемуарах, воспоминаниях, но ни на одной долготе и широте его не было. Однако, вскоре этот мифический город был отмечен на картах и получил новое имя – Маноа. Легенда о золотом городе Маноа, пришедшая на смену злополучному Эльдорадо, была такой же великолепной и притягательной. Хотя фиаско предыдущих экспедиций, особенно кровавая развязка последней и дискредитировало Эльдорадо еще остались люди, которые искренне верили в его существование. Таким человеком был Антонио де Беррео, респектабельный житель Боготы. Спустя двадцать лет после событий связанных с бунтом Агирре, в 1584 году, он направился вниз по течению реки Ориноко в поисках иллюзорной страны Эльдорадо. Первая попытка, сделанная ранее не увенчалась успехом, но эта вторая стала источником важной информации от индейцев, согласно ей выходило, что настоящее, подлинное название Эльдорадо – Маноа, и искать надо было именно его. Беррео узнал, что к юго-востоку от реки Ориноко на берегу озера Париме стоит великолепный, утопающей в золоте и драгоценных камнях, древний город Маноа, тот самый, который так безуспешно искали все эти года испанцы, пробираясь через горы и лесные дебри. Теперь точное местонахождение золотого мифа было известно, но самому Боррео было не под силу собрать и провести такую экспедицию и он обратился к королю Испании. Слухи о том, что испанцы нашли уже ставшим легендарным город опять расползлись по Европе, однако, европейцы в основной массе не поверили в эту фантастическую сказку. Король Испании назначил Беррео губернатором острова Тринидад и снарядил экспедицию, которая под предводительством помощника и друга Беррео Доминго де Вера в 1595 году в составе нескольких кораблей и войском в две тысячи человек отплыла из Испании. Экспедиция высадилась на побережье Венесуэлы, где отряд углубился в джунгли. Большинство участников этих поисков были новичками и прибыли прямо из Испании, ничего не подозревая об опасностях, которые могли таить в себе дикие джунгли, поэтому многие из них не вынесли трудностей и опасностей тропических дебрей, большая часть погибли от болезней и диких хищников, а те не многие что выжили ничего не нашли. Единственным европейцем, поверившим в сказку о Маноа-Эльдорадо стал английский морской офицер Уолтер Рейли. Рейли вышел из Плимута в том же году что и Вера, но в отличии от него у него не было карт с нанесенным местоположением Маноа, поэтому он напал на остров Тринидад и взяв в плен его губернатора Боррео, вытряс интересующую его информацию. Рейли отплыл с острова к устью Ориноко, но приближающийся испанский флот, заставил его ретироваться и вернуться в Англию. В следующем, 1596 году он принимал участие в военных действиях английской короны против Испании у берегов Кадиса, но это не помешало отправить одного из своих верных людей Лоренса Кеймиса на поиски озера и города. Вернувшись назад в Англию, Кеймес рассказал о большом красивом озере Парима, о городе Маноа, о опасностях поджидающих на пути и чудесах происходящих там. Эти рассказы были слишком фантастичны и не имели под собой даже сотой части реальности, но Рейли этого хватило и он создал классический образец неправдоподобной географической литературы, свою книгу он назвал «Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана» с вымышленным описанием «большого, богатого золотом и прочими дорогими вещами, драгоценными камнями древнего величественного города, который испанцы называют Эльдорадо, а сами жители – Маноа». История о позолоченном человеке, тоже не была им забыта, правда в его книге она приобрела совсем другое звучание, по его описанием, император Гвианы, устраивал грандиозные пиры, на которых все придворные являлись полностью посыпанные золотой пыльцой и в одеждах, состоящих из тонких золотых пластин, украшенных драгоценными камнями, удивительно красивой чеканкой и перьями птиц, что переливались всеми цветами радуги. Такие пиры продолжались по шесть-семь дней подряд, а слуги обходили гостей и постоянно обновляли золотое напыление, смазывая белым душистым бальзамом и покрывая золотой пыльцой тела людей, выдувая ее из длинных трубок. В этой же книге Рейли описывает народы живущие по соседству с Маноа, одно из них племя людей без голов и люди со звериными головами. Эльдорадо исчезло, рассеялось, новый золотой миф, носящий название Маноа, не прижился. Испанцами были предприняты несколько вялых попыток отыскать его, но в конце концов они сами разочаровались в своих идеях. И все же была сделана еще одна попытка отыскать его. В 1616 году уже старый и опальный узник Тауэра с приходом на престол Якова 1, воспользовался тем, что казна Англии сильно нуждалась в новых финансовых вливаниях, испросил аудиенции и убедил короля организовать новую экспедицию в Маноа, обещая невиданные в этом мире богатства. Яков поддался на уговоры и велел снарядить корабли для поисков, единственным его условием было, не нападение на земли и корабли Испании, так как обе страны находились в перемирии и учились мирно сосуществовать, любая неосторожность с любой стороны грозила началом новой войны. Этим уже постаревшим и опальным узником был Уолтер Рейли. Во время путешествия штормы сильно потрепали его флот, многие из людей погибли или сбежали, не видя перспектив в этом походе. Сам Рейли заболел тропической лихорадкой, а по прибытии он столкнулся с испанскими войсками. Испанцы потрепали в бою силы Рейли и вдобавок так как эта территория принадлежала испанской короне, а власти Испании не давали разрешения англичанам вести поиски на своей территории, то это трактовалось как нападение и посол в Лондоне потребовал наказания Рейли. По возвращении на родину Уолтер Рейли был опять обвинен в государственной измене и водворен в Тауэр, позже его казнили. Это был последний человек веривший в существование Маноа-Эльдорадо и пытающийся его найти. Что же касается определения этого места на картах, то первоначальное Эльдорадо никогда не значилось ни на одной карте, а Маноа, благодаря Рейли было отмечено на многих картах примерно в 1596 году, эти карты предназначались для его неоконченной рукописи посвященной поискам золотого города. С карт Рейли были сделаны копии, которые разошлись по миру, так в 1598 году голландский картограф снял копию с карт Рейли для составления собственного атласа Южной Америки. В 1599 году знаменитый фламандский гравер Теодор Брай опубликовал в Кельне свою «Америку», которая включала детальную и чрезвычайно образную карту «империи Гвианы», очевидно, что первоисточником послужили рассказы Уолтера Рейли, а не просто копии карт с отмеченным городом. На этой карте были отмечены племена амазонок и безголовых людей, кроме того там были изображения разных странных зверей и «внутренние море, называемое племенами каннибалов Париме», именно на северо-западном его берегу и стоял «великий город Маноа, или Дорадо… самый большой и величественный город в мире». Маноа просуществовал на картах до середины 17 века, но озеро Париме существовало вплоть до конца 18 века и изображалось как бассейн, питающийся Ориноко. В 1802 году известный путешественник Александр Гумбольдт исследовал бассейн реки Ориноко и опроверг идеи существования там озер, однако, он уточнил, что реки во время сильных разливов затапливают такую большую территорию, что запросто могли быть приняты за озеро. Начиная с этого момента озеро Париме тоже исчезло с карт Южной Америки. Что касается озера Гуатавита, то в 1913 году англичанами была предпринята научная экспедиция, оснащенная современным оборудованием и мощными насосами, но были найдены несколько изделий из золота, носящих скорее статус археологических находок, а не богатой добычи. Стоимость найденных экспонатов не могла покрыть даже расходы на организацию экспедиции. Мифический город Эльдорадо как призрак покорения Нового Света живет среди красивых легенд человечества. Именно эта легенда привела к удивительным и неправдоподобным теориям Спенса, дало массу идей писателям как фантастам, так и пишущим в жанре приключений. Однако, не все слухи и сообщения о потерянных городах являются мифами, так легендарные прииски Мартирса, которые находятся где-то в центральной части Бразилии не выдумка. Доподленно известно, что в начале 18 века они разрабатывались какими-то португальцами, пока не произошло восстания рабов-индейцев, которые убили всех хозяев, обрушили шахты и затерялись в зеленой сельве, с тех пор эти копи так обнаружены и не были. Так же ходят слухи о затерянных городах инков и амазонок, городах находящихся среди заснеженных пиков Анд и непроходимых диких зарослях тропических джунглей Мату-Гросу, ведь часть территории Южной Америки еще до сих пор не изучена. Но «золотой город» Эльдорадо навсегда останется красивой сказкой покорителей Нового Света и одним из мифических городов в истории человечества. | |
Просмотров: 4623 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |