Главная » Файлы » Боги и Мифические Существа |
24.11.2010, 02:40 | |
Сатиры — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Об их происхождении рассказывает Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, когда её афинский возлюбленный Тесей оставил её спящей на берегу Наксоса. Подробно Первые упоминания о сатирах - лесных существах, полулюдях-полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). В греческих и римских легендах сатиры и их двойники - фавны, сильваны, силены, паны - выступали чаще всего как проказники, шуты, трусишки, пьяницы, сластолюбцы, обманщики и развратники. В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом. Хотя в современном понимании между сатирами, фавнами и панами практически ставится знак равенства, стоит уточнить, какие различия между ними видели древние греки и римляне. У греков сатиры - мужские духи лесов и гор в пантеоне Диониса - были существами с "приплюснутыми носами, лохматыми волосами, козлиными ушами и короткими хвостами”. В римской мифологии появились и сатиры-женщины. Наиболее близким сатиру можно назвать Пана - лохматого и бородатого бога полей и лесов с козлиными рогами и копытами, который также служит Дионису. В каждой из древнегреческих провинций существовал свой собственный Пан. Фессалийского Пана называли Аристеем, и он считался покровителем животноводства и земледелия. В Малой Азии Пан был богом плодородия по имени Приап, которого изображали с огромным эрегированным фаллосом. В греческих и римских садах нередко устанавливали "гермы” - четырехгранные колонны с фигурами бога плодородия, называвшиеся так в честь Пана - Гермеса. Один из сыновей Пана, Силений, согласно некоторым легендам, был учителем Диониса. Именно он помог Дионису впервые изготовить вино. Силения, самого старого среди сатиров, обычно изображали как толстого, пьяного старика с отвисшим животом и лысой головой, все тело которого было покрыто волосами. Потомки Силения - силены считались божествами ручьев и рек. Самый известный из силенов - Марсий. Главным отличием силенов от сатиров был конский хвост. Римляне идентифицировали Пана с богом плодородия Фавном, имя которого происходит от слова "фари” - "рассказчик”. Фавн мог предсказывать будущее по своим снам. Его потомки-фавны - шаловливые существа обоих полов, которые вызывали ночные кошмары. Другим римским божеством, которого можно связать с Паном, был Сильван - дух лесов и садов. Он также оставил после себя потомство обоих полов - сильванов. Обязательной частью сатирической пьесы был танец с игрой на двойной "флейте Пана” (сиринксе). Греческий писатель Лукиан излагает в "Диалоге о богах” (II век н. э.) легенду о том, как Пан погнался за целомудренной нимфой Сиринкс, которая, чтобы спастись, превратилась в тростник на реке Ладон. В "Золотой легенде” - собрании французских историй о святых, созданном в XIII веке Якобом из Ворагина, рассказывается о том, что святой Антоний во время поисков святого Павла Отшельника встречает в пустыне сатира - "дьявольское существо, которое язычники почитают как лесное божество”. В VII веке н. э. английские женщины продолжали имитировать менад и их ритуал поклонения Вакху (то есть Дионису). Лунными ночами, одевшись в шкуры животных, они пели песни и танцевали вокруг козла в лесной чаще. Варфоломей Английский пишет не только о том, что сатиры - разновидность обезьян, но и что некоторые из них - циклопы, у некоторых нет голов, а у отдельных особей глаза расположены на плечах. Эдвард Топселл в "Истории четвероногих зверей” (1607) видит отличие между обезьянами и сатирами в том, что последние - "похотливые животные, охотящиеся на женщин”.
С началом эпохи Возрождения средневековый образ сатира начинает уступать место прежнему классическому. В пьесе Джона Флетчера "Верная пастушка” (1608 год) Пан - "хранитель овец, защитник чистоты и свободы”. А его современник драматург Бенджамин Джонсон сравнивает с Паном короля Якова I - покровителя овцеводства. Ницше раскрывает смысл совмещения козлиного и божественного в сатире в "Рождении трагедии” (1872). По его мнению, сатир - философская метафора греческой цивилизации, образ, соединяющий в себе красоту, идиллию, сексуальность, простоту и зло. Образ сатира в литературе и искусстве также изменялся на протяжении веков. Изображение сцены из комедии Эсхила "Прометей и сатиры”, первое представление которой состоялось в 472 году до н. э., можно увидеть в росписях на греческих вазах: сатиры танцуют с факелами, зажженными от огня, похищенного Прометеем у богов. На греческих вазах сатиров-актеров в звериных шкурах легко отличить от "настоящих” хвостатых сатиров, которые нередко изображены во время совокупления друг с другом, менадами или животными. Мраморное изваяние "Сатир” работы Праксителя (IV век до н. э.), выставленное в Капитолийском музее Рима, представляет собой скорее идеализированный человеческий образ. О его природе сатира напоминают только заостренные уши и звериная шкура, наброшенная на плечи. Спящий "Сатир Барберини” из Мюнхенской глиптотеки (музея скульптуры) изображает историю царя Мидаса, который опьянил сатира для того, чтобы изловить его и потребовать от него пророчеств. Статуи Пана в греческом и римском искусстве воплощали в камне более животное, чем человеческое существо. Рогатых, лохматых Панов с козлиными ногами можно увидеть изваянных в скульптурах, изображающих обучение Олимпа игре на флейте и оргии Диониса (Национальный музей Неаполя). Слияние образов сатира и Пана можно заметить уже в относящейся ко II столетию н. э. мраморной статуе молодого сатира с козлиными ногами, играющего на флейте. С наступлением средневековья сатир в европейском искусстве превратился в дьявола. Назовем лишь несколько из бесчисленных примеров: волосатый сатир-сатана с безобразным лицом и козлиными копытами, искушающий святого Иеронима на гравюре Пьера Боэстюо "Чудесные истории” (1597); сатир-дьявол, сеющий семена зла на гравюре Франса Хогенберга (1559), сатир с козлиной головой, взвешивающий человеческие души, на испанском алтаре XIII века из Барселонского музея.
В позднем средневековье сатиров было принято изображать с музыкальными инструментами - флейтой или волынкой. Лютня и рожок, считавшиеся символами светской музыки, противопоставляемой духовной, тоже нередко представлялись инструментами сил зла. В эпоху Возрождения были сделаны многочисленные переводы античных книг и пьес, что вызвало волну интереса к языческим темам и соответственно пересмотр сложившихся взглядов на сатиров. На полотне Боттичелли "Марс и Венера” (1485) четыре шаловливых ребенка-сатира олицетворяют невинные радости сельской жизни. А на картине "Открытие меда” Пьеро ди Козимо (1498) сатиры собирают мед для приготовления спиртного напитка. После создания в 1516 году Рафаэлем фрески "Свадьба Купидона и Психеи” сатиры стали на картинах непременными персонажами сцен свадеб античных богов и языческих празднеств. Вплоть до 1563 года, когда католическая церковь запретила изображать эротические сцены, сатиры были их постоянными героями. Наиболее известны полотна итальянских мастеров - "Сатир нападает на женщину, которую защищают три купидона”, "Возбужденный сатир несет женщину”, на которых сатир, как ясно из названий, принуждает женщин к соитию. Интересно, что существуют и картины, изображающие противоположные сцены: вырывающегося сатира несут к женщине, готовой принять его. В XVII и XVIII веках снова в живописи и скульптуре преобладают идиллические изображения сатиров. На полотнах Никола Пуссена сатиры с козлиными конечностями отличаются от фавнов с человеческими ногами. В XIX веке трактовка художественного образа сатира была крайне широкой. Его можно увидеть и на иллюстрациях к "Сну в летнюю ночь” Шекспира, и в сценах ведьминских шабашей. Немало рисунков, на которых изображен сатир, было сделано в конце XIX века английским художником Обри Бердсли. Многие рисунки выполнены в юмористической манере, как, например, сатир-парикмахер, стригущий девушку. На других изображены классические сатиры, играющие на флейтах для танцующих нимф. Самый известный среди художников XX века, изображающих сатиров, Пабло Пикассо, который вскоре после освобождения Парижа от оккупантов в 1944 году создал три полотна: "Вакханалия”, "Триумф Пана: радость жизни” и "Фавн, играющий на флейте”, символизирующие возвращение Европы к жизни после кошмара второй мировой войны. В заключение приведем мнение режиссера Эндрю Берната, который считает, что современное общество вывело свой особый вид сатира - "голливудский”. Нового сатира, который изысканно одевается, спит весь день, а по ночам волочится за женщинами, излишне много пьет и курит, можно назвать олицетворением самоубийственных тенденций безумного XX века, не ведающего любви и благородства. | |
Просмотров: 9053 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |