Главная » Файлы » Боги и Мифические Существа

Допельгангер
23.11.2010, 21:13

Допельгангер (нем. Doppelgänger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. Он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.


Допельгангеры не раз появляются у Гофмана, от которого тема мистического, часто демонического двойничества перекочевала в произведения русских классиков — Пушкина («Уединённый домик на Васильевском острове»), Одоевского («Сильфида»), Гоголя («Шинель») и Достоевского (повесть «Двойник»).

В англоязычной романтической литературе после «Исповеди оправданного грешника» Дж. Хогга (1824) тема двойничества разрабатывалась Эдгаром По («Вильям Вильсон», «Чёрный кот (рассказ)») и Р. Л. Стивенсоном («Хозяин Баллантрэ»). В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» раздвоенность главного героя получила псевдонаучное истолкование.


В эпоху модернизма тема двойничества обрела второе рождение как в западной литературе, так и в русской (роман А. Белого «Петербург», рассказ «Ты и я» Абрама Терца). Двойничество психологизируется, иногда с позиций фрейдизма, в качестве роковых двойников нередко выступают отец и сын («Улисс» Джойса).

Двойник в фантастике

Другой вариант допельгангера встречается в фантастических произведениях. Это оборотень, способный с высокой точностью воспроизводить облик, поведение (а иногда и психику) того, кого он копирует. В своём естественном облике допельгангер выглядит как человекоподобная фигура, вылепленная из глины смазанными чертами. Впрочем, в этом состоянии его редко можно увидеть: допельгангер предпочитает всегда маскироваться, понимая, какую ненависть вызывают его способности.

Американский писатель Теодор Драйзер рассказывал, как однажды вечером в своей нью-йоркской квартире английский романист Джон Пойс, уходя после пирушки, чтобы успеть на поезд домой, сказал:

— Позднее сегодня вечером я появлюсь перед тобой прямо здесь. Ты увидишь меня. 
Драйзер засмеялся:
— Ты собираешься превратиться в призрак или у тебя есть ключ от двери? Пойс ответил:
— Я не знаю. Возможно, я вернусь как дух или в какой-нибудь иной астральной форме.
Два часа спустя Драйзер оторвался от книги, взглянул вверх и увидел в дверях Пойса, окруженного бледным белым сиянием. Приблизившись к призраку, он сказал:
— Что ж, ты сдержал свое слово, Джон. Ты здесь. Заходи и скажи, как тебе это удалось.
Призрак исчез. Тогда Драйзер позвонил Пойсу.
— Я ведь сказал, что появлюсь у тебя, так что ты не должен удивляться, — ответил Пойс,
Позднее Драйзер говорил, что Пойс отказывался обсуждать этот случай, вероятно, потому, что не понимал этого сам.
Когда в 1895 году драматург Август Стринберг опасно заболел в Париже и страстно желал вернуться домой в Швецию, он спроецировал свой призрак домой. Его мать видела его и написала письмо, в котором спрашивала, не за-болел ли он. В данном случае мы имеем дело с кризисным призраком, вызванным отчаянным желанием проектирующего.
В других случаях «дубли» появлялись без осознания этого их организаторами.

Категория: Боги и Мифические Существа | Добавил: exxxxxcel
Просмотров: 1301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]