Допельгангер (нем. Doppelgänger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. Он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.
Допельгангеры не раз появляются у Гофмана, от которого тема мистического, часто демонического двойничества перекочевала в произведения русских классиков — Пушкина («Уединённый домик на Васильевском острове»), Одоевского («Сильфида»), Гоголя («Шинель») и Достоевского (повесть «Двойник»).
В англоязычной романтической литературе после «Исповеди оправданного грешника» Дж. Хогга (1824) тема двойничества разрабатывалась Эдгаром По («Вильям Вильсон», «Чёрный кот (рассказ)») и Р. Л. Стивенсоном («Хозяин Баллантрэ»). В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» раздвоенность главного героя получила псевдонаучное истолкование.
В эпоху модернизма тема двойничества обрела второе рождение как в западной литературе, так и в русской (роман А. Белого «Петербург», рассказ «Ты и я» Абрама Терца). Двойничество психологизируется, иногда с позиций фрейдизма, в качестве роковых двойников нередко выступают отец и сын («Улисс» Джойса).
Двойник в фантастике
Другой вариант допельгангера встречается в фантастических произведениях. Это оборотень, способный с высокой точностью воспроизводить облик, поведение (а иногда и психику) того, кого он копирует. В своём естественном облике допельгангер выглядит как человекоподобная фигура, вылепленная из глины смазанными чертами. Впрочем, в этом состоянии его редко можно увидеть: допельгангер предпочитает всегда маскироваться, понимая, какую ненависть вызывают его способности.
Американский писатель Теодор Драйзер рассказывал, как однажды вечером в своей нью-йоркской квартире английский романист Джон Пойс, уходя после пирушки, чтобы успеть на поезд домой, сказал:
— Позднее сегодня вечером я появлюсь перед тобой прямо здесь. Ты увидишь меня. Драйзер засмеялся: — Ты собираешься превратиться в призрак или у тебя есть ключ от двери? Пойс ответил: — Я не знаю. Возможно, я вернусь как дух или в какой-нибудь иной астральной форме. Два часа спустя Драйзер оторвался от книги, взглянул вверх и увидел в дверях Пойса, окруженного бледным белым сиянием. Приблизившись к призраку, он сказал: — Что ж, ты сдержал свое слово, Джон. Ты здесь. Заходи и скажи, как тебе это удалось. Призрак исчез. Тогда Драйзер позвонил Пойсу. — Я ведь сказал, что появлюсь у тебя, так что ты не должен удивляться, — ответил Пойс, Позднее Драйзер говорил, что Пойс отказывался обсуждать этот случай, вероятно, потому, что не понимал этого сам. Когда в 1895 году драматург Август Стринберг опасно заболел в Париже и страстно желал вернуться домой в Швецию, он спроецировал свой призрак домой. Его мать видела его и написала письмо, в котором спрашивала, не за-болел ли он. В данном случае мы имеем дело с кризисным призраком, вызванным отчаянным желанием проектирующего. В других случаях «дубли» появлялись без осознания этого их организаторами.
|