Главная » Файлы » Боги и Мифические Существа

Дагон
12.11.2010, 12:01

Дагон (Отец Дагон, англ. Dagon, Father Dagon) — одно из меньших божеств пантеона мифов Ктулху. Наряду с его супругой Гидрой Дагон является непосредственным покровителем Глубоководных, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра.

Дагон упоминается в нескольких произведениях Г. Ф. Лавкрафта, в том числе, в качестве действующего лица в рассказе «Дагон».

Лавкрафтовский Дагон имеет много общих черт с одноимённым божеством семитического пантеона.

Описание Дагона

Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки.

Г. Ф. Лавкрафт, «Дагон»

Дагон — западно-семитское божество, национальный бог филистимлян после заселения ими Ханаана. Дагон — древнееврейская форма имени Даган, упоминающегося в аккадских источниках и текстах Мари, Эблы и Угарита.


Этимология

Этимология имени Даган неясна. Связь с древнеевнейским דג («даг», рыба) основана на народной этимологии. Другое предположение связывет имя бога со словом דגן («даган», дренеевр. зерно). Еще одна гипотеза предполагает, что имя Даган имеет общий корень с арабским dagana — «быть облачным». В соответствии с этимологией, предполагают, что Даган — это морское божество, бог зерна или бог-громовержец.


Упоминания в Ветхом Завете

1 Цар. 5:1-7 изображает Дагона как национальное божество филистимлян. Храм бога расположен в Ашдоде, в храме находится статуя Дагона. В Суд. 16:24-24 филистимляне устраивают праздник в честь Дагона, которому приписывают победу над своим врагом Самсоном. В храме Дагона филистимляне выставляют голову Саула на обозрение (1 Пар. 10:10, ср. 1 Цар. 31:10). Культ Дагона в Ашдоде был активен после исчезновения филистимлян (1 Макк. 10:83).

Упоминания во внебиблейских источниках

Имя божества присутствует в личных именах аккадских царей (Иддин-Даган, Ишме-Даган). В текстах Саргона Аккадского Даган выступает как глава шумеро-аккадского пантеона и владелец областей Мари и Эблы. Одна из надписей гласит: «Саргон, царь, падет ниц перед Даганом в Туттуле. Он (Даган) отдаст ему верхние земли: Мари, Ялмути и Элбу, а также кедровый лес и серебряные горы».

В Эбле он играет важную роль в культе, упоминается с эпитетами «господин» и «господин Туттула». Храмы, праздники и даже части города Эбла были посвящены Дагану.

Даган хорошо засвидетельствован в текстах Мари как один из основных божеств амореев старовавилонской верхней Месопотамии. Большие культовые центры Дагана располагались в Терка и в Туттуле. Даган в текстах Мари часто связан с деятельностью экстатиков-пророков, получавших в храме Дагана оракулы, адресованные царю.

В угаритских текстах Дагон встречается редко. Он играет небольшую и довольно неясную роль в поэме о Никкале, где упомянут как отец лунного божества Йариха. У него нет активной роли в главных мифах и легендах, где он лишь упомянут как отец Баала. Дагон встречается в угаритских списках жертвоприношений и в подобных текстах, что, вероятно, подтверждает его важность в угаритской религии. Из текста двух стел, найденных во дворе большого храма, следует, что Дагону приносили в нём жертвы, что может означать, что один из двух основных храмов Угарита был храмом Дагона.

Однако ни один текст не дает точное указание на природу этого божества.

Источник: http://paranormal-zone.ru/

Категория: Боги и Мифические Существа | Добавил: exxxxxcel
Просмотров: 2587 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]