Главная » Файлы » Археология |
Тайна киммерийской колесницы
16.04.2011, 00:43 | |
Летом 2005 года совместной Кавказской экспедицией Государственного музея Востока и Института археологии РАН был полностью раскопан курган могильника Уашхиту на Северном Кавказе в Адыгее. В экспедиции, которая проходила под аулом Кабехабль в долине реки Фарс, принимало участие в общей сложности 50 человек: представители вышеупомянутых организаций (и волонтеров), студенты и археологи из краснодарского и майкопского университетов, сотрудники из майкопского музея и организации по охране памятников, а также специалист из Германии. Целью нашей экспедиции было - исследовать неизученный курган Уашхиту-2. В нем нашей многочисленной экспедицией были обнаружены 42 погребения и 7 конских ритуальных захоронений. Захоронения этого кургана, по словам руководителей экспедиции, представляют исторический временной отрезок продолжительностью в 3 тысячи лет – с 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. н.э. Этот курган мы назвали эдаким «музеем эпох». В кургане среди человеческих захоронений нами были найдены — киммерийское (захоронение вождя, сопровожденное четверкой запряженных в деревянную колесницу лошадей) и майкопское (огромного роста аристократ, «уложенный» в модель турлучного2 дома; рядом с ним странное парное захоронение). Остальные захоронения кургана Уашхиту-2 — это воины (сармат и др.), дети, женщина (с младенцем), древний мусульманин, а также различные типы ритуалов захоронений: кремация, скорченники, пакетники (рассеченные на части), катакомбники3 и др. Также в кургане нам повезло обнаружить место тризны (поминок по киммерийскому вождю) – остатки большого «застолья». Курган-могильник Уашхиту-2 состоял как бы из двух курганов в одном – захоронения двух аристократов-вождей совершенно разных исторических эпох (знаменитые киммерийцы и майкопцы - самая первая металлоносная культура на Кавказе). Все остальные погребения - впускные («второстепенные» или «случайные»). Вообще подобных курганов археологи не «помнят» как минимум лет 25-30, утверждает один из руководителей раскопок и сотрудник Института археологии РАН Сергей Вальчак. Захоронение майкопского вождя уникально (он был погребен в модели турлучного «дома»), говорят московские археологи. Крайне редким является также и захоронение женщин с детьми – здесь целых 2, отмечают ученые. Уникальность и «новизна» кургана в том, что исключительно редко копателям попадаются курганы, захоронения которых отражают 3-тысячелетнюю историю Северного Кавказа, что называется, «за один раз». «Данный курган рассказывает о большом количестве разнообразных погребальных обрядов и тем самым - о культурах, бывших на Северном Кавказе на протяжении трех тысяч лет», - поясняет Сергей Вальчак. Но все-таки наибольший интерес у ученых вызвало громадное захоронение киммерийского вождя с колесницей, запряженной четырьмя лошадьми. Колесница, конечно же, не сохранилась, так как была полностью сделана из дерева. Дело в том, что колесниц в погребениях на Кавказе вообще обнаружено всего два экземпляра за всю вековую историю археологии. Кроме всего прочего, курган содержал множество красноречивых артефактов – бронзовых игл, керамических женских украшений (височные колечки и стеклянные бусы), редчайший кремниевый ритуальный нож, боевой кремниевый наконечник от стрелы, разнообразная керамика и многое другое. И все же самое яркое впечатление, конечно, оставляют бронзовые псалии4, удила, бляхи и кольца от киммерийской колесницы. На бляхах изображен так называемый «солярный» (солнечный) знак. Согласно «Авесте» (как известно, киммерийцы имели контакты с Урарту, Ассирией, Фригией и Лидией), запряженная солнечными лошадьми колесница должна была перевезти знатного покойника из Мира живых в Мир мёртвых. Отсюда - геометрические символы Солнца на бронзовой конской упряжи, найденной в кургане Уашхиту. Ну а теперь о самих киммерийцах. Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе. Происхождение имени «киммерийцы» вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова «темный». Другие исследователи убеждены, что оно происходит от греческого слова «зимние», то есть люди стран, в которых, по представлениям греков, были холодные зимы. Наибольший интерес вызывает объяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания «мобильный отряд ирано-язычного кочевого населения евразийских степей». Опустошительные набеги грозных северных кочевников имели сильное впечатление на современников, а их внешний вид был настолько необычным, что образ киммерийских воинов был запечатлен не только в текстах, но и в изобразительном искусстве, скажем, в вазовой живописи (см. иллюстрацию). Киммерийцы фигурируют в ассирийских архивах как «гимирри» и упоминаются в Библии под именем «гомер». Позже на смену киммерийцам пришло другое кочевое ираноязычное племя или группа племен — скифы. Будучи теснимы скифами, киммерийцы делали частые вторжения в Азию, так что в 650 г. до Р. X. они ограбили даже город Сарды, пока наконец не были разбиты лидийским царем Алиаттом. Древние греки киммерийцами называли племена Северного Причерноморья, а в VI в. до Р.Х. они назвали Керченский пролив «Боспором Киммерийским». Греческие историки и географы иногда путали киммерийцев со скифами, вытеснившими их из Северного Причерноморья. Киммерийцы были первыми степняками, которые пугали своими набегами великую древнегреческую цивилизацию. Грек Геродот называл киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья. О них говорил и грек Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В заключение можно упомянуть самую сумасшедшею версию о киммерийцах. Некоторые считали их предшественниками кельтов! Ну тут уж: хотите верьте - хотите нет! Справка: 1. Передняя Азия - Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье(Южный Кавказ). 2. Турлук - обоженная глина на соломе или еще на чем-то, плетень, обмазанный глиной, материал для постройки жилищ. 3. Кремация - сожженый труп; Скорченники - погребенные в скорченном состоянии - древняя традиция; Пакетники (рассеченные на части) - когда зимой не было возможности похоронить, рассекали на части и компактно хранили, а потом закапывали; Катакомбники - тип захоронения буквой Г вниз, как бы в катакомбе. 4. Псалии - древние принадлежности удил. Представляют собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил. Удило - двузвенный железный предмет, с одним глухим, а с другим, отстежным кольцом по концам; нащечные ремни уздечки пришиваются к кольцам, зануздывая лошадь. Удила вкладывают ей в рот, и застегивают кляпышком. | |
Просмотров: 1633 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |