Главная » Файлы » Археология |
Столица ацтеков
02.09.2011, 18:13 | |
Раскопки Когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве линий метрополитена в 1966, то из-под земли была извлечена богатая коллекция ацтекских артефактов. 21 февраля 1978 г. была найдена огромная каменная богиня Койолксаухки, из-за которой работы были навремя приостановленны. Электротехническое исследование монолита Койолксаухки сделало возможным обнаружение Великого Храма и реставрацию центра столицы. Но остальная часть города известна только из описаний испанцев, которые жили там всего несколько месяцев. Теночтитлан - столица ацтекской цивилизации Первым городом в Месоамерике был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 году этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город 16-ого столетия. Испанские хроники 16-го века сообщают нам, что в 1325 году ацтеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм. Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалолка, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились. Жилища ацтеков Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские - там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире. Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича. Земледелие ацтеков Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строевшиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусствено созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду. Ацтекские чинампасы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы. Рынок Теночтитлана Рынок находился в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолко. Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане.Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у астеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи. Завоевание Теночтитлана 13 августа 1521 года, после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением кароля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: "...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков. Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико - городом, основанным в 16-ом веке испанскими конкистадорами. Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам. Кодексы ацтеков Ацтеки сами описывали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились. Сложенный "гармошкой" кодекс ацтеков Массу сведений об ацтеках получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство. Им пришлось изучить язык ацтеков, чтоб те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни. Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 году. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники ацтеки показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, - зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками. Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология. Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков. Источник: http://www.spiriturs.com/ | |
Просмотров: 2083 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |