Главная » Файлы » Археология

Анатолия
12.08.2011, 09:11
Сенсационная находка немецкого археолога в Анатолии позволяет по новому взглянуть на древнейшую историю. На горном склоне в юго-восточной Турции, неподалёку от сирийской границы, экспедиция под руководством Клауса Шмидта откопала великолепный древний храм, которому 12 тысяч лет.


ДРЕВНЕЕ СТОУНХЕНДЖА

Клаус Шмидт - приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине. Он занимается древнейшей историей человечества. Когда в 1994 году Шмидт начал раскопки в Гобекли-Тепе, он был уверен, что эти раскопки, станут главным делом его жизни. Археологический комплекс в этой местности можно сравнить со Стоунхенджем в Англии, с той лишь разницей, что развалины в Анатолии на 7 тысяч лет древнее.

В те времена, когда люди ещё не строили себе постоянных жилищ, не умели изготовить простейшую глиняную миску, добывали себе пропитание охотой и собирательством, обитатели Юго-Восточной Анатолии воздвигли своим богам монументальное святилище.

ПОЧТИ КАК ИЕРИХОН

В Гёбекли-Тепе археологи обнаружили на холме гигантский комплекс круглых построек и каменные столбы с высеченными рельефами. В настоящее время раскопана только небольшая часть построек, но, если принять во внимание возраст развалин, сразу становится ясно, что это уникальный археологический памятник.

Древние развалины Невали-Кери, которые с 1992 года находятся на дне водохранилища имени Ататюрка, почти такие же старые, как Гёбекли-Тепе - их возраст 10 500 лет. Но столбы там гораздо меньше и отделка скромнее. С храмами Гобекли-Тепе может состязаться в возрасте Иерихон, но там нет больших скульптур, нет архитектурных украшений. Все остальные древние археологические памятники относятся к другой эпохе - они возникли примерно на 2 тысячи лет позднее.

Судя по возрасту комплекса Гёбекли-Тепе, именно в этой местности охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. В Гёбекли-Тепе прежде всего поражают интеллектуальные способности людей каменного века, их трудолюбие и знание строительного дела. А ведь до сих пор учёные были уверены, что осуществление таких гигантских проектов, как строительство храма, предполагают оседлый образ жизни и высокую степень организации.

ПОЧЕМУ СВЯТИЛИЩЕ ЗАСЫПАЛИ ЗЕМЛЁЙ?

Место археологических раскопок в Гёбекли-Тепе впервые было обследовано в 1963 году. Однако тогда археологи недооценили его значение и долгое время там вообще не работали. На холме, в толще которого находится храмовый комплекс, располагалось поле овса. Крестьяне то и дело убирали с полей мешавшие им громоздкие камни, так что верхняя часть храма уничтожена до того, как её исследовали учёные.

По раскопанным участкам можно сделать вывод, что люди здесь пребывали очень долго. Рядом с круглым зданием святилища найдено несколько зданий меньшего размера, в которых, по-видимому, проходили какие-то ритуальные собрания. Но во всех этих зданиях нет ни малейших признаков человеческого жилья.


Едва ли не самое интересное в Гёбекли-Тепе - это его последние дни. Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпано камнями и грунтом, так что оно буквально исчезло под землёй.

«ПОРТРЕТЫ» ДИКИХ ЗВЕРЕЙ

Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гёбекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырёх различных храмов, обнесённых невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков. Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Там есть даже пауки и объёмно выполненный дикий кабан с насупленной тупой мордой. То, что строители храма придавали большое значение миру животных, само по себе не удивительно. Но они изображали диких животных, и это подтверждает предположение, что создатели святилища не были оседлыми земледельцами. Интересно и другое: в окрестностях Гёбекли-Тепе представлены всевозможные дикорастущие злаки, которые впоследствии были культивированы как зерновые культуры.

ТАИНСТВЕННЫЕ ПИКТОГРАММЫ

Возможно, Гёбекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи - связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами. Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определённых профессиональных навыков - для этого нужны каменотёсы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотёсов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.

На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобек-ли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гёбекли-Тепе очень велик.


УРОКИ ГЁБЕКЛИ-ТЕПЕ

Конец святилища Гёбекли-Тепе пришёлся на начало VIII тысячелетия до н. э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гёбекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило своё значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.

Уроки Гёбекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой неолитической революции. До сих пор историки думали, что переход кочевых племён к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гёбекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала всё-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.
Категория: Археология | Добавил: exxxxxcel
Просмотров: 1141 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]