Главная » Статьи » Космос и Вселенная

Вода на Марсе
Первым делом - официальные сообщения НАСА об этом открытии. (Подробная статья с научными результатами будет опубликована в журнале Science 30 июня.) Изображения высокого разрешения с корабля Mars Global Surveyor, вращающегося вокруг Марса, подтвердили предположения, что под или на поверхности Марса находятся источники жидкой воды. По словам Михаила Малина, им удалось обнаружить на фотографиях объекты, напоминающие овраги, которые формируются под действием воды и конуса выноса, которые указывают на перемещение водой материала по этим оврагам. Причем, эти образования достаточно молоды. На фотографиях НАСА мы можем сравнить овраги марсианские и овраги земные. Выглядит очень похоже.

Напомню, что "Маринер 9" двадцать восемь лет назад обнаружил на поверхности Марса долины и каналы. Но это очень древние следы деятельности воды, и поэтому не было ясно, присутствует ли вода сейчас, на или под поверхностью Марса. Ну и жизнь с зелеными человечками тоже, не ясно, существует ли. Сейчас, по мнению специалистов из НАСА, очевидно, что вода есть на/под поверхностью Марса. Хотя и не очень ясно, вчера она образовала овраги или на прошлой неделе, ученые убеждены, что это случилось отнюдь не миллиарды лет назад. Вот на этой фотографии можно различить рядом с марсианским оврагом песчаные дюны. Поскольку на дюнах нет метеоритных кратеров, их можно считать сравнительно молодым образованием. В свою очередь, овраг, прорезающий дюны, - более молодое образование, чем песчаные барханы. Вывод, который делают американцы: овраги сравнительно молодые геологические образования. Которых, кстати, не так уж много на Марсе - всего около несколько сотен. В основном подобные образования сосредоточены между 30° и 70°, на "теневых" склонах.

Однако давление на поверхности Марса примерно в сто раз меньше земного, что означает, что любая жидкая вода на его поверхности должна мгновенно закипать, а не течь вниз по оврагам. По мнению ученых, поведение воды на поверхности Марса напоминает быстрый паводок, который, например, происходит на земных реках весной. Что же касается температур, то в некоторых частях планеты в некоторое время года все-таки может достигаться температура, близкая к нулю по Цельсию. (Средняя температура поверхности Марса равна минус шестидесяти градусам.) На справочной страничке НАСА, посвященной физическим аспектам пребывания воды на/под поверхностью Марса, приводится схема расположения границы таяния воды под поверхностью Марса. Если верить расчетам американских ученых, эта граница колеблется от 3 до 8 километров. С другой стороны, если верить последним наблюдениям, вода может/должна находиться на глубине 100-400 метров под поверхностью Марса, и каждый поток, который двигается вниз по марсианским оврагам, имеет объем в 2500 кубических метров. Такого объема достаточно для заполнения семи больших бассейнов.
Категория: Космос и Вселенная | Добавил: exxxxxcel (05.11.2010)