Главная » Статьи » Космос и Вселенная

Космические вампиры света не боятся
Исследователи обнаружили так называемую звезду-вампира, которая питается другими звездами из ее созвездия для того, чтобы самой гореть как можно ярче.

Звезда V445, обнаруженная в созвездии Puppis, впитала материю соседней звезды, за счет чего яркость ее возросла в 250 раз.

Считается, что система двойной звезды может иметь отношение к взрывающимся звездам, таким как сверхновая типа I а — важная для исследования темной энергии, гипотезы, созданной для объяснения расширения Вселенной.

V445 Puppis является первой такой звездой, в составе которой, кажется, напрочь отсутствует водород, сообщили после исследований ученые из университетов Уорвика и Манчестера.

Сверхновые типа I а, как полагают, формируются после взрывов белых карликов, сверхплотных мертвых звезд размером с нашу Землю, которые когда-то были ядром солнцеподобного светила, и чья внешняя оболочка растворилась в космосе.

Одна из особенностей этого типа — отсутствие водорода, и это несмотря на то, что водород является самым распространенным химическим элементом.

Именно такие сверхновые обычно возникают в системе из двух звезд, одна из которых — белый карлик. Когда такой карлик действует как звездный вампир, поглощающий материю «напарника», система становится нестабильной и происходит взрыв, сообщает ИнноваНьюс.

Доктор Денни Стигс из Университета Уорвика сказал, что обе звезды в наблюдаемом созвездии показали дефицит водорода, и одна из них совершает выбросы гелия на соседа, относящегося к типу белых карликов.

«Взорвется ли система V445 Puppis или увиденная нами вспышка — это всего лишь слишком сильный выброс газа в космос — пока не ясно, — комментирует доктор Патрик Вауд из Кейптаунского университета. — В любом случае мы наблюдаем замечательного кандидата на сверхновую типа I а».

Соавтор исследования Тим О’Брайан из центра астрофизики Манчестерского университета пояснил в заключение, что взрыв и выбросы материи в космос в таких системах происходят из-за того, что белый карлик накапливает слишком много газа на поверхности, что в итоге приводит к термоядерной реакции.

* * *

Казалось бы, созвездие Puppis далеко, и нашу родную Землю никто не съест. Однако так, да не так! Недавно подозрения астрономов о том, что туманность Андромеды является космическим «хищником», поглощающим оказавшиеся поблизости карликовые галактики, окончательно подтвердились.

В обширном исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале «Нэйчур», группа ученых заявляет, что окончательно убедилась в характере соседней звездной системы после детального изучения ближайшей к нам галактики и окружающего ее пространства.

Детальный анализ туманности Андромеды, известной под кодовым названием M31, позволил определить, что звездная система окружена полудюжиной остатков галактик, поглощенных в разное время космическим «хищником». Сейчас подобное наблюдается с её небольшим спутником — карликовой эллиптической галактикой M32. Она находится в 5 килопарсеках от центра M31 и уже потеряла большую часть своего межзвездного вещества.

Туманность Андромеды является, вместе с Млечным Путем, частью так называемой «Местной группы» — гравитационно-связанной группы галактик, насчитывающей более 50 звездных систем. Это число постоянно увеличивается, так как постоянно обнаруживаются новые галактики.

Ученые предполагают, что наша звездная система столкнется с ближайшим соседом через 2—3 миллиарда лет. Известно, что галактика Андромеды приближается к Млечному Пути со скоростью около 120 км/с, но произойдет ли столкновение или звездные системы просто разойдутся, выяснить пока нельзя.

Установить более точно, пересекутся ли на своем пути две галактики, станет возможно после запуска Европейским космическим агентством в 2011 году космического телескопа «Гайя», который измерит местоположения звёзд Туманности Андромеды с достаточной для установления поперечной скорости точностью, требуемой для проекции движения звездной системы.
Категория: Космос и Вселенная | Добавил: exxxxxcel (05.11.2010)