Главная » Статьи » История

О чем говорят иероглифы Майя.
Сознание современного человека буквально соткано из стереотипов, да это и немудрено в век средств массовой информации. Один из таких стереотипов, характерных, правда, больше для жителей Европы, - нет ничего непонятнее иероглифов, а уж среди иероглифов самые непонятные - это письмена индейцев майя. Но нет ничего такого сложного, что нельзя было бы изложить просто. Именно так решили в последние годы некоторые ученые, потратившие много времени на изучение майянской письменности. В России это известный историк ГГ. Ершова, ученица одного из первых дешифровщиков майянской письменности Ю.В. Кнорозова. В Англии - Рональд Боневиц. Оказывается, современный взгляд на проблему помогает по-новому взглянуть и на некоторые старые загадки.

Так, глубинное, хотя и отдаленное родство древнеегипетских и майянских иероглифов натолкнуло английского исследователя на мысль, что жрецы ранних предшественников майя - таинственных ольмеков -могли быть беженцами из Древнего Египта. Заметим, по датам это выглядит более правдоподобно, чем происхождение и египетской, и мезоамериканской цивилизаций из общего древнейшего источника. Дело в том, что начальной точкой отсчета в календаре майя, воспринятом ими у ольмеков, было 12 августа 3114 года до н. э. Но это хорошо соответствует времени основания Древнего царства в Египте. Такая дата вполне могла означать начало жреческой династии. Появ-ление же ольмеков в Мезоамерике менее чем за две тысячи лет до нашей эры могло быть следствием известного завоевания Древнего Египта воинственными племенами гиксосов либо других катаклизмов, которых в истории «страны пирамид» было немало.

Часто пишут, что знаменитые ольмекские каменные головы имеют негроидные черты. Но давайте посмотрим внимательнее на некоторые ольмекские статуи.

Вот лицо, напоминающее скорее изображение царя обезьян Ханумана в индийском эпосе. А вот - фигура, заставляющая вспомнить о Ближнем Востоке, вполне возможно, именно о Древнем Египте. Есть действительно и головы с негроидными чертами. Почему-то именно о них пишут чаще всего. Шлем на голове, по мнению специалистов, предназначен для ее защиты во время ритуальной игры в мяч, позднее распространенной и у майя, и у ацтеков.
Наконец, встречаются весьма странные фигуры, испещренные знаками, в которых легко угадываются особенности, ставшие впоследствии характерными для иероглифов майя, живших намного позднее. Прежде всего, это характерно для знаков, ставших у майя обозначениями цифр. Неудивительно! Ведь именно ольмеками был создан календарь, который мы привыкли считать майянским.

Посмотрим также на реконструкцию одного из первых крупных городов майя (с площадью до 1 б квадратных километров) близ нынешнего селения Эль-Мирадор в самом центре полуострова Юкатан. Тут есть нечто напоминающее Месопотамию, особенно если вспомнить о характерных для Древнего Вавилона ступенчатых башнях, или зиккуратах.
Скептики, казалось бы, могут легко возразить: столь многочисленные аналогии могут означать на деле отсутствие любой из возможных связей что с Египтом, что с Двуречьем, что с Африкой. Ведь своеобразная цивилизация Мезоамерики ни на что не похожа в целом, а отдельные «чуть-чуть», как говорится, не в счет. Но вот письмена и календарь не дают возможности согласиться со скептиками.

В письменности есть одна любопытная общая черта - головы рисованных персонажей повернуты в сторону, откуда надо начинать чтение строки. Однако, быть может, такова особенность восприятия текстов любым человеком и перед нами просто совпадение?

А в календаре, общим с Египтом, было особое выделение пяти последних дней в году. Но и тут можно возразить, что, мол, от года в 365 дней отняли пять, а оставшиеся 360 дней удобно было поделить на одинаковые 30-дневные месяцы. Спорить трудно - всего четыре иероглифические книги майя дошли до наших дней. Кстати, в каждой из них более всего говорится о пророчествах, основанных на оригинальной майянской астрологии. Своеобразным было и то, что пять последних дней года носили название «призраки» («вайеб» по-майянски), поэтому не совсем верно, когда их называют «днями без названия». Главное внешнее отличие майянских иероглифов от египетских - они намного сложнее, замысловатее по рисунку. В особенности это относится к «парадным», «полным» вариантам знаков, которые высекались на камне. Видимо, дело в том, что египетские иероглифы использовали чаще, дольше, более централизовано. Ведь в Мезоамерике многие столетия - и для ольмеков, и для тольтеков, и для майя - характерными были не централизованные царства, а существование многих независимых городов. Отсюда - диалекты, варианты письменности и региональные различия в деталях религиозных обрядов.

По-майянски «книга» - хуун. Это же слово означает и «бумага», «письмо». Грамотей звучит так: «Ах вох». Читать, считать и молиться - все это выражалось одним словом «шок». Сразу видно - грамотой владели немногие, и практически все они были жрецами. А знание грамоты не отделялось от знания математики.

Современным людям, пользующимся буквенными алфавитами, часто кажется, что иероглифы - почти то же самое, что пиктограммы. Но это не так. В далекой древности и в самом деле существовало чисто рисуночное письмо. Иногда оно встречалось и позднее. Молодое и агрессивное племя ацтеков восприняло религию и календарь тольтеков и майя, (но пользовалось не иероглифами, а пиктограммами, читаемыми примерно по тому же принципу, по которому разгадывают ребусы. Но древние развитые иероглифические системы письма не состояли только из картинок, обозначающих понятия. В них были и значки для обозначения отдельных звуков, указывающие на то, о какой части речи мы должны вспомнить при чтении. И, конечно, обязательно имелась развитая система знаков для цифр.
Категория: История | Добавил: exxxxxcel (31.10.2010)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]