Главная » Статьи » История

Мельница заблуждений: первые ковбои не из США
Традиционно ковбои ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. Точнее говоря, с бескрайними американскими прериями. Для многих (в том числе и для жителей США) эта ассоциация стала настолько устойчивой, что они думают, будто ковбои появились именно в Америке, а не были "импортированы" туда из Европы. Однако это — не более чем заблуждение.

Потому что на самом деле ковбои — это тоже импортный "продукт", как и гамбургеры, яблочный пирог и бейсбол (который на самом деле изобрели в Англии). Однако обо всем по порядку.

Прежде всего, кто такой ковбой? Правильно: коровий пастух, как это следует из перевода. Однако не простой, а конный. Именно про человека на лошади, который пасет огромные стада на бескрайних просторах прерий, можно сказать, что он ковбой (а про пешего пастуха, который делает то же самое с помощью собаки, сами понимаете, нельзя). Выходит, основной атрибут ковбоя именно лошадь, а вовсе не джинсы, стетсоновская шляпа, револьвер системы "кольт" и жилетка, украшенная бахромой.

Поэтому, чтобы понять, откуда взялись ковбои, следует определить, в какой именно стране Европы были сильны традиции конного скотоводства (доколумбовы цивилизации Америки здесь, сами понимаете, сразу отпадают, поскольку лошадей до прихода европейцев там не было). Искать долго не придется — в Англии, во Франции, в Нидерландах, а также в Священной Римской империи скот пасли пешие "чабаны", которым помогали специальные пастушьи собаки. Даже венгры, потомки азиатских кочевников, к тому времени уже перешли на этот метод выпаса. И только на юге Испании дело обстояло несколько иначе.

Как мы помним, в 711-718 годах почти всю территорию Испании завоевали арабы, которые исходно были кочевыми скотоводами. Причем пастушьих собак у них тогда не было, и поэтому все пастухи были конными. А великолепные равнины юга Пиренейского полуострова просто идеальное место для выпаса скота. В итоге этим со временем занялись и покоренные арабами местные жители, которые восприняли традицию конного выпаса. Этих пастухов сначала называли бакара (от арабского "бакарах" — крупный рогатый скот), но после слово стали произносить на местный лад — вакеро.

Кстати, выглядели вакеро очень интересно — они носили широкополые шляпы, шейные платки, которыми при сильном ветре закрывали нижнюю часть лица, жилетки, украшенные бахромой, широкие штаны, напоминающие персидские шаровары и низкие сапоги на каблуках. Этот облик вам никого не напоминает? Правильно, если шаровары заменить на джинсы и добавить ремень с кобурой для "кольта", получится типичный ковбой.

Итак, теперь мы точно можем назвать европейскую страну, где появились первые ковбои — это Испания. Интересно, что позже вакеро, до того, как попасть в Новый Свет, распространились по всему Пиренейскому полуострову (кроме некоторых северо-западных областей), а также проникли в Португалию и на юг Франции (в области, населенные каталонцами).

Со временем у вакеро сложились собственные культурные традиции, такие, как кодекс поведения, стиль одежды, способы состязаний и развлечений, а также собственные предания, песни и танцы. Некоторые ученые полагают, что знаменитая коррида тоже "изобретение" вакеро. Исходно она не была такой кровавой, как сейчас в Испании (скорее, она была ближе к современному португальскому или каталонскому варианту данного состязания, где быков не убивают — там нужно всего лишь "усмирить" животное). Потом, уже в Новом Свете, на основе этого "гуманного" варианта корриды сложилось знаменитое родео. Кстати, именно вакеро впервые в Европе начали использовать лассо — волосяную веревку для ловли животных.

После того как испанцы и португальцы основали в Новом Свете свои колонии, они стали заниматься там сельским хозяйством. Однако владельцы поместий во многих регионах Центральной и Южной Америки предпочитали весьма хлопотному и затратному земледелию (требующему искусственного орошения), достаточно легкое и прибыльное скотоводство. То есть им потребовались вакеро, причем в больших количествах. Сложность была в том, что, в отличие от королей Англии и Франции, испанские правители весьма неохотно разрешали селиться в своих заморских колониях простолюдинам (а большинство вакеро таковыми и являлись). Так что конных пастухов пришлось набирать из индейцев (которые к тому времени уже перестали бояться лошадей).

В результате новоявленные "полуиндейские" вакеро в скором времени заполнили всю Южную и Центральную Америку, правда, само название закрепилось лишь за пастухами Северной и Центральной Мексики. А вот на юге той же Мексики они стали называться чарро, в Новой Гранаде (Колумбия, Боливия, Венесуэла и часть Перу) — льянеро, в Аргентине — гаучо, в Чили — гуасо, в португальской Бразилии — сертанежу. При этом они сохранили многие традиции испанских вакеро, даже костюм не особенно изменился, только к нему добавилось пончо и чаппарахос - фартук из кожи, надевавшийся поверх брюк (если таковые были: гуасо, например, часто вообще ездили без штанов и сапог, лишь в пончо, чаппарахосе и шляпе) для того, чтобы защищать ноги от колючих растений полупустынь и саванн Америки.

Кстати, именно в Новом Свете вакеро наконец-то вооружились (испанские вакеро не имели никакого оружия серьезнее ножей и плети, поскольку в те времена оружие в Испанском королевстве разрешалось носить только дворянам и их челяди). Однако сначала не пистолетами и даже не ружьями, а луком со стрелами, дротиками и бола (веревка с двумя камешками на обоих концах). Но даже таким примитивным оружием они владели превосходно — именно кавалерия, составленная из льянеро, гаучо и гуасо, помогла Симону Боливару и Хосе Сан-Мартину победить в войне за независимость колоний от Испании.

На территории же США ковбои впервые появились после войны 1846-1848 годов с Мексикой, в результате которой американцы "отхватили" у последней значительные территории. Собственно говоря, это были еще не ковбои, а мексиканские вакеро, которые после окончания войны автоматически стали подданными США. Поначалу в новом государстве они жили достаточно замкнуто, никаких "гринго" в свои дружные ряды не принимали (да и, к слову, последние не очень-то и хотели, поскольку о вакеро шла дурная слава). Но после окончания Гражданской войны между Севером и Югом все изменилось.

К тому времени главные конкуренты домашнего скота в американских прериях — бизоны — были уже практически истреблены. В связи с этим многие бывшие плантаторы, после того как их лишили рабов, решили перейти от плантационного земледелия к скотоводству. Однако мало просто купить нужное количество коров, нужно, чтобы их еще кто-то пас и перегонял на рынки скота. И вот тут-то новые "скотьи бароны" вспомнили про вакеро.

Но классических вакеро к тому времени осталось не очень много, поэтому им пришлось расширять свои ряды за счет безработных белых американцев, а также негров, оставшихся как без хозяев, так и без земли, и индейцев, которые тогда искали любой способ вырваться из резерваций или не оказаться там. Так и появились знаменитые американские ковбои, треть из которых была чернокожими, четверть — "краснокожими", а половина вообще говорила не на английском, а на испанском языке.

Эпоха ковбоев на самом деле была очень короткой — она началась в 1865 году, а закончилась около двадцати лет спустя. За это время ковбоем успел побывать чуть ли не каждый пятый житель американского Юга. И, следует заметить, в те времена ковбои не были честными, мужественными и романтичными красавцами, какими их представляют поклонники вестернов. Тогда от коровьих пастухов все шарахались как от чумы.

Если говорить современным языком, в ту пору ковбои представляли собой сборище криминальных элементов, которые в свободное от работы время промышляли грабежами, контрабандой и заказными убийствами. В отличие от киношных героинь, ни одна девушка не осмелилась бы и на пять метров подойти к ковбою, поскольку они были первыми в те времена по части изнасилований. Ни о каком "ковбойском братстве" и внутреннем кодексе чести в ту пору говорить тоже не приходилось — в рядах коровьих пастухов свирепствовала настоящая "дедовщина", более опытные ковбои унижали и эксплуатировали новичков. Прибавьте сюда еще постоянные межнациональные и межрасовые разборки, постоянное взаимное недоверие (среди ковбоев не зазорно было обворовывать своих коллег, "сдавать" их полиции и "очернять" их перед работодателем) — и картина станет абсолютно ясной.

Одевались ковбои в те времена тоже не так, как это показывают в вестернах. Строго говоря, единого ковбойского костюма не существовало — вакеро, например, носили то, в чем привыкли работать, индейцы тоже придерживались своих традиционных нарядов, а негры напяливали на себя то, что могли купить по дешевке на распродажах.

Однако если составить из всего этого "усредненный" костюм, то получится, что ковбой носил шляпу типа сомбреро (стетсоновские шляпы, к которым так привык кинозритель, появились уже тогда, когда эпоха ковбоев заканчивалась), шейный платок, рубашку темного цвета (а вовсе не клетчатую!), чаппарахас, широкие кожаные или полотняные штаны (джинсы появились тоже уже во время заката ковбойской эпохи) и низкие сапоги на высоких каблуках. Непременным атрибутом костюма также был широкий ремень, на который крепилась кобура пистолета.

Кстати, о пистолетах. Вас, наверное, удивит, что реальные ковбои, в отличие от киношных, часто не имели огнестрельного оружия — оно было для них слишком дорогим. Действительно, если средняя зарплата большинства составляла 10-15 центов в месяц, то тут денег и на относительно дешевый "кольт" не хватит. Так что чаще всего вооружение ковбоя состояло всего лишь из ножа, кнута или плети и короткой, но увесистой дубинки (изначально предназначенной для того, чтобы оглушать быков). Ну и, конечно же, лассо.

В общем, ковбои наводили ужас на добропорядочных американцев до конца 80-х годов позапрошлого столетия. После же стада, пасущиеся в прериях, в связи с падением цен на мясо и молоко стали сокращаться, и, следовательно, надобность в пастухах как-то сама собой отпала. Конечно, и в наши дни на крупных ранчо можно встретить десяток ковбоев, однако это уже, скорее, развлечение, чем тяжелая работа.

Итак, к началу двадцатого века эпоха ковбоев ушла в небытие, оставив от себя лишь "вестерн-стиль" верховой езды, родео и кантри-музыку. А миф о честном и благородном ковбое, одетом в джинсы, клетчатую рубашку и стетсоновскую шляпу, который без промаха стреляет из двух револьверов одновременно и влюбляет в себя всех окрестных красавиц в свободное от погони за бандитами время, был создан голливудскими режиссерами и актерами в начале тридцатых годов прошлого столетия. И, что самое интересное, до сих пор в него многие верят. Как и в то, что профессия под названием ковбой появилась на территории США.

Категория: История | Добавил: exxxxxcel (10.09.2011)
Просмотров: 1844 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]