Ученые намерены скоро спустить лодку на Луну Сатурна
07.11.2012, 20:41
Похожий на лодку зонд, возможно, будет в скором времени дрейфовать по углеводородному озеру на Титане. Очарование Титана складывается из многих составляющих. Он обладает туманной атмосферой – это единственная Луна в Солнечной системе, где вообще есть атмосфера. На его поверхности присутствуют постоянная жидкость и пейзажи из озер, морей и дюн. Поэтому неудивительно, что астрономы следят за самым большим спутником Сатурна.

Космический зонд «Гюйгенс», который, подпрыгивая, скользя и раскачиваясь, приземлился на Титане в 2005 году, добыл новые ключи к разгадке этой похожей на Землю планеты.

Тем временем испанская команда предложила создать похожий на лодку зонд, который сможет медленно грести или самостоятельно продвигаться по Морю Лигеи – большому жидкому углеводородному озеру возле Северного полюса Титана. Вдохновением для создания дизайна космического судна послужили колесные пароходы, которые ходят по реке Миссисипи, а также советский автомобиль-амфибия с винтообразными пропеллерами.

«Мы подумали: а почему бы не создать машину, которая после приземления способна перемещаться? Таким образом можно будет изучить посадочную площадку, доплыть до берега и исследовать его», – говорит Игон Ардампиллета, космический инженер частной испанской инженерной фирмы SENER.

SENER разрабатывает дизайн, представленный в сентябре на европейском Планетарном научном конгрессе в Мадриде совместно с Мадридским центром астробиологии.

Космический корабль, который все еще находится в стадии концепта, получил название Titan Lake In-situ Sampling Propelled Explorer (TALISE). Он должен будет собирать образцы жидкости и почвы, чтобы больше узнать об органически богатой среде Титана.

Иллюстрация «Гюйгенса» в атмосфере Титана.

Атмосфера Титана похожа на нефтеперерабатывающий завод

Представьте себе мир, покрытый оранжево-коричневатым туманом, где идут метановые дожди, температура – минус 290 градусов по Фаренгейту (почти 180 градусов ниже нуля по Цельсию) и год длится 29,5 земных лет.

«Если бы вы набрали в бутылку немного воздуха с Титана, а затем открыли эту бутылку на Земле, то запах был бы как на нефтеперерабатывающем заводе, – говорит эксперт по Титану Ральф Лоренц из Аризонского университета. – На Титане настолько холодно, что то, что на Земле является вязкой массой, на Титане в буквальном смысле слова твердое как камень».

К тому же метан и этан – компоненты природного газа на Земле, которые считаются самыми распространенными на Титане, существуют там в жидкой форме. Согласно Лоренцу, ученые уверены «более чем на 99%», что Море Лигеи состоит главным образом из жидкого этана и метана. Это озеро растянулось в длину по крайней мере на несколько сот метров и по меньшей мере на 10 метров уходит в глубину.

Море Лигеи может предоставить ученым возможность изучить такой же тип гидрологического цикла, включающий в себя испарение и выпадение дождей, который лежит в основе климата Земли, говорит Лоренц. Он помог создать зонд «Гюйгенс» Европейского космического агентства и внес отдельное предложение послать плавающий зонд Titan Mare Explorer к Морю Лигеи.

Знание состава озера также полезно для астробиологии. «Это, по большому счету, жидкая среда. Могут ли там существовать самовоспроизводящиеся системы? – отметил Лоренц. – Мы понятия не имеем, насколько сложной может быть химия».

Многообещающие пробы с Титана

Когда космический корабль НАСА «Кассини» выбросил зонд «Гюйгенс» в январе 2005 года, его миссия состояла в том, чтобы изучить атмосферу Титана во время спуска сквозь густой туман. Гюйгенс справился с этим – и даже больше.

«Мы приземлились в озерном ложе около экватора, и нам открылся замечательный вид, – говорит специалист по планетам Штефан Шредер из немецкого Космического центра в Берлине. – Пейзаж был очень похож на то, что мы видим на Земле: это было похоже на ложе озера, рисунок реки и береговую линию».

Новый анализ данных, проведенный Шредером и его коллегами, показал, что во время приземления «Гюйгенс» сделал яму почти 5 дюймов (12 сантиметров) глубиной, затем подпрыгнул и продвинулся на 12-16 дюймов (30-40 сантиметров), а затем несколько раз качнулся назад и вперед.

«Мы думаем, что это ложе высохшего озера, все еще влажное на поверхности. Жидкость, возможно, прибыла снизу или образовалась из осадков когда-то давно – мы не знаем», – сказал Шредер, ставший руководителем нового исследования, опубликованного в журнале Planetary and Space Science.

Исследование некоторых из этих вопросов делает отправку второго зонда к Титану заманчивой перспективой. Миссия Titan Mare Explorer была финалистом этого года на финансирование по программе NASA Discovery. Лоренц из Аризонского университета, которого спросили, улучшат ли лопасти и винты характеристики судна, исследующего Море Лигеа, ответил: «Наша капсула могла бы дрейфовать на ветрах и течении. Лопасти и винты – прекрасная идея, если вы хотите обладать большим контролем, но все стоит денег».
Просмотров: 585 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0