Первый микроквазар найден в соседней галактике
14.12.2012, 06:47
Одни из ярчайших объектов во Вселенной - это сверхмассивные черные дыры в центрах галактик, их масса в миллиарды раз больше Солнца. Такие объекты одновременно являются еще и очень мощными магнитами - они притягивают окружающее вещество, которое несется к черным дырам с околосветовой скоростью. Падая на черную дыру, вещество выбрасывает пучки рентгеновского и радиоизлучения. Когда подобные излучения достигают максимальной интенсивности, подобные системы именуются квазарами. Их мощность излучения такова, что свет этих объектов виден даже из ранней Вселенной.

Впрочем есть во Вселенной и черные дыры меньшей массы. "Звездные" черные дыры имеют массу от 5 до 20 раз превышающую массу Солнца, они также могут производить световое излучение. Однако межзвездный газ, как правило, поглощает излучение таких объектов и обнаружить их непросто. Тем не менее, современная наука все чаще говорит о таких объектах, как микроквазары.

По современным подсчетам, только в нашей галактике их четыре. Однако в реальности их, скорее всего, больше, просто современные телескопы не могут рассмотреть такие объекты из-за газо-пылевых облаков.

Но вот до сих пор ни одного микроквазара не было обнаружено за пределами Млечного пути. Теперь первый такой микроквазар был найден. Он расположился в соседней с нами галактике Андромеда (М31). Согласно данным мониторинга космического телескопа XMM-Newton, объект J004243.6+412519 сам по себе не излучает свет и не может излучать его из-за очень большой гравитации, но выбрасываемые им радиоволны, рентгеновские лучи и другие типы электромагнитного излучения говорят ученым о том, что им приходится иметь дело с первым микроквазаром за пределами Млечного пути.

Впервые свидетельства наличия микроквазара в другой галактике были получены еще в январе 2012 года, сейчас же исследователи изучили этот объект более подробно. Так, было установлено, что пиковая светимость микроквазара составляет 1032 ватт, против светимости Солнца в 3,8х1026 ватт. Более наглядным выглядит такое сравнение: если бы не газо-пылевые облака, то микроквазар J004243.6+412519 был бы для нас самым ярким объектом в соседней галактике.
Просмотров: 713 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0