Новые экзотические фото поверхности Марса
09.11.2010, 14:41

Новая серия фотоснимков высокого разрешения была недавно прислана многофункциональной автоматической межпланетной станцией НАСА Mars Reconnaissance Orbiter, находящейся на орбите Марса на протяжении более чем четырех лет. Фото, сделанные бортовой камерой HiRISE, были опубликованы первого сентября.

Разрешение данной камеры позволяет получать четкое изображение объектов величиной от 30 сантиметров с расстояния до 300 километров.

Серия состоит из 236 фотографий, которые были сделаны в период с 8 по 31 июля. Охват фотографий включает в себя практически всю поверхность планеты от полюса до полюса. На снимках можно видеть вулканические и ледяные ландшафты, кратеры, дюны и многое другое. Кроме того, на этих фото запечатлены геологические процессы, которые происходят на планете в наше время. В частности, в объектив камер попали несколько новых кратеров, появившихся в этом году с января по июнь.

С января этого года доступ к материалам, собранным при помощи камеры, был открыт для общественности (http://hirise.lpl.arizona.edu/). Сегодня вашему вниманию предлагается несколько снимков, сделанных HiRISE этим летом.

В частности, на представленном выше изображении можно видеть необычные узоры, оставленные на поверхности планеты после извержения вулкана: они сформировались, когда раскаленная лава попала на холодную воду или лед. Вследствие мгновенного нагревания до температуры кипения, вода испарилась с взрывной силой и выбросила частицы лавы в атмосферу планеты. Именно эти частицы и превратились в конусы, которые мы можем видеть на фото. Размеры и форма этих вулканических конусов напоминает аналогичные формирования, которые можно найти в Исландии.

На данном изображении представлен участок ударного кратера, находящегося в южном полушарии Марса. Диаметр кратера составляет 11,9 километра. Благодаря тому, что солнце находится на северо-востоке (слева на фото), мы можем четко видеть глубокие овраги, тянущиеся вдоль поверхности кратера. Предполагается, что они были сформированы потоками воды, в свою очередь, образовавшимися благодаря таянию льда. Кроме того, не исключено, что причиной появления оврагов могли быть оползни.

Синеватые частицы являются кристаллами льда – здесь, вдалеке от экватора, они надолго остаются на склонах. Стоит отметить, что цвет на этом фото был добавлен искусственным путем – скорее всего, в реальности поверхность, а также ледяной налет выглядят по-другому.

На этом снимке можно видеть часть полярного кратера, на поверхности которого все еще остается лед. Мы также имеем возможность наблюдать за тем, как полярный ледяной пейзаж пересекается песчаными дюнами, формируя поистине уникальное сочетание цветов и ландшафтов.

Более темные участки, запечатленные на данном изображении, являются дюнами. В свою очередь, светлые области – это слоистая порода водного происхождения. Местность, которую мы видим, находится в северо-восточной части Sinus Meridiani – залива, протягивающегося с востока на запад вдоль марсианского экватора. Западная часть Sinus Meridiani стала посадочным участком для марсохода Оппортьюнити (Opportunity), работающего на поверхности красной планеты с января 2004 года. Регион изобилует каменными пластами, свидетельствующими о прошедшем периоде течения подпочвенных вод и эрозии.

Этот крупный план представляет собой часть Melas Chasma – широкого каньона, поверхность которого испещрена округлыми линиями. Вероятно, эти линии являются многослойными осадочными отложениями, которые когда-то накапливались на дне древнего озера. Кроме того, существует мнение, согласно которому это порода, подвергшаяся ветряной эрозии.

Цвет этого полярного региона был воссоздан искусственным путем. На фото можно видеть сезонные изменения окраски территории планеты.

Когда делался этот снимок, объектив камеры был сфокусирован на угловом участке молодого кратера Ада (Ada Crater), ширина которого достигает 1,9 километра. Очевидно, Ада – это гнездообразный кратер, возникший внутри более раннего кратера в результате сокращающейся деятельности вулкана. Кроме того, возможно, это один большой кратер, центральная область которого усела. Кажется, у кратера имеется два типа основной породы: более светлая внешняя и темная внутренняя.

Еще один гнездообразный кратер, получивший очень показательное прозвище «Bulls-Eye crater» (кратер-мишень). Очевидно, центральна часть кратера свидетельствует о залежах чужеродной породы. С другой стороны, причиной его формирования мог быть удар метеорита, пришедшийся по уже существовавшему на тот момент кратеру.

На данном фото можно видеть поток лавы у подножья марсианского Олимпа – самого высокого вулкана в Солнечной системе. Высота Олимпа достигает 27 километров по отношению к его основанию и 25 километров по отношению к среднему уровню поверхности красной планеты, что более чем втрое выше земного Эвереста. Слева виднеется плотный поток с грубой поверхностной текстурой, напоминающий лавовые потоки на Гавайях. Также на фото запечатлен продолговатый канал, очевидно, ставший последствием длительного извержения. Ближе к окончанию канал превращается в лавовую трубу. В тех местах, где лава пробивалась сквозь «крышу» трубы виднеются скопления ям неправильной формы.

Одно из заданий камеры HiRISE заключается в том, чтобы искать подходящее место для высадки марсохода Mars Science Laboratory. Старт этой автономной химической лаборатории, также известной под именем Curiosity, намечен на осень 2011 года.

Место приземления аппарата пока что не определено, но в числе возможных вариантов уже упоминается северо-запад горного плато Большой Сирт (Syrtis Major Planum) – одной из «черных точек» на поверхности планеты, расположенной между северными низинами и южными плоскогорьями. Многие исследователи сходятся на том, что данный участок представляет собой низкий щитовой вулкан, и что источником его черного цвета является базальтовая вулканическая порода.
Просмотров: 1071 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0