Камни Красной планеты - далекие и близкие
17.10.2012, 16:41
В метеорите, упавшем в Марокко в июле 2011 года, обнаружены прожилки черного стекла, с Марса. Таков был вывод исследователей из местного Университета Хассана II во главе с Хаснаа Шеннауи Ауджехане. Доставить на Землю образцы грунта с Красной планеты, к сожалению, пока что не представляется возможным, но ровер Curiosity поможет узнать о нем больше.

Образцы пород с Марса попадают на Землю достаточно редко и пока только естественным путем. До сих пор было зафиксировано около 90 обломков, предположительно упавших на Землю с Красной планеты. Четыре метеоритных дождя, после которых были найдены марсианские "камешки", имели место в 1815, 1865, 1911 и 1962 годах. Так называемый Тиссинтский метеорит является всего лишь пятым по счету марсианским "гостем", которого удалось обнаружить сразу после падения.

Дэррил Питт, куратор одной из крупнейших метеоритных коллекций в мире, принадлежащей Маковичу (США), утверждает, что в руках ученых всего мира находится около 100 килограммов марсианских пород. При этом совокупная масса фрагментов Тиссинтского метеорита оценивается в 11 килограммов.

Предварительное изучение метеорита, во время падения распавшегося на мелкие фрагменты, показывает, что по химическому составу он напоминает марсианский базальт. Вероятнее всего, этот кусок породы откололся от Марса в результате столкновения с астероидом около 700 тысяч лет назад, полагают ученые.

Выяснилось, что марокканский метеорит содержит большое количество черного стекла с изотопами углерода и азота, характерными для марсианской атмосферы. Впрочем, исследователи этого вполне ожидали. А вот относительно большой запас редкоземельных элементов, которые почему-то не содержатся в других частях камня, стал для специалистов большим сюрпризом. К примеру, набор изотопов церия свидетельствует о том, что некогда этот элемент подвергался окислению.

По мнению ученых, под воздействием слабокислой воды редкоземельные элементы, входившие в состав марсианского грунта, могли ощелачиваться и откладываться в трещинах породы на поверхности планеты. После астероидного удара выделилось тепло, которое растопило это вещество, впоследствии превратившееся в кристаллы черного стекла.

Тем временем ровер Curiosity на Марсе занимается исследованиями необычного валуна, получившего название Джейк Матеевик. Этот булыжник размером с футбольный мяч, лежащий в области Рокнест, где Curiosity находится уже в течение трех недель, стал первым, чей химический состав был изучен при помощи спектрометра APXS (Alpha Particle X-Ray Spectrometer), и примерно 30-м из тех, что "заинтересовали" ChemCam (Chemistry and Camera). 22 сентября APXS проанализировал два участка валуна размером с копейку, а ChemCam — целых 14.

Марсоход "Curiosity": первые кадры

"Этот камень очень похож химическим составом на необычный, но хорошо известный тип изверженных пород, который можно найти во многих вулканических провинциях Земли, — рассказывает сотрудник проекта Curiosity Эдвард Столпер из Калифорнийского технологического института (США). — Поскольку нам известен только один марсианский камень такого типа, трудно судить, образован ли он теми же процессами".

На нашей планете камни с аналогичным составом обычно формируются в земной мантии в ходе кристаллизации богатой водой магмы, в условиях повышенного давления. Что же касается метеорита Джейк, то он беден магнием и железом, зато богат натрием, алюминием, кремнием и калием, которые нередко встречаются в земных полевых шпатах. А вот никеля и цинка в его составе очень мало. Солеобразующие элементы, такие, как сера, хлор и бром, ученые надеются обнаружить в частицах грунта и пыли, покрывающих поверхность камня. Так что в целом можно сделать вывод о его магматическом или вулканическом происхождении.

Радует то, что данные, полученные APXS, совпали с показаниями ChemCam. Предстоят также исследования во внутренних лабораториях для анализа состава камней и грунта. На днях камеры анализатора были прочищены тщательно отобранным марсианским материалом. Имея возможность провести анализ марсианских пород непосредственно "на месте", мы сможем сравнить их с попадающими на Землю образцами и с высокой степенью точности определить, прибыли ли те действительно с Марса…