Астрономы объяснили происхождение закрученных джетов
11.11.2012, 04:25
Международная группа астрономов установила, что необычная форма джетов (струй газа) в туманности Fleming 1 объясняется наличием в ее центре пары обменивающихся веществом белых карликов. Работа ученых опубликована в журнале Science, кратко о необычной туманности можно прочитать на сайте Европейской южной обсерватории.

Открытие удалось совершить благодаря наблюдениям, проведенным при помощи установленного в Чили Очень Большого Телескопа (VLT). Ученые обнаружили, что в центре туманности Fleming 1содержится не один, а два белых карлика, что встречается очень редко. Кроме того, оказалось, что звезды являются очень тесной парой - они вращаются вокруг общего центра массы с периодом всего в 1,2 суток. Их массы составляют чуть меньше массы Солнца.

Моделирование, проведенное на базе этой информации, позволило объяснить необычную форму джетов в данной туманности. Они исходят из ее противоположных концов и имеют выраженный симметричный S-образный изгиб.

По словам авторов, джеты образуются в результате обмена веществом в двойной системе. Один из карликов засасывает вещество другого, образуя при этом диск аккреции и пару струй. Диск, однако, не неподвижен, а немного прецессирует - вращается подобно шатающейся юле. Из-за этого направление джетов постоянно меняется и газ закручивается в центрально-симметричную спираль.

Туманности образуются в результате выброса внешней оболочки некоторых типов звезд, когда питающее их ядерное топливо подходит к концу. Активное ядро при этом обычно остается в виде белого карлика. Хотя звезды всех видов имеют одну и ту же шарообразную форму, образующиеся из них туманности бывают самыми причудливыми.
Просмотров: 644 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0